Организация пассажирских перевозок на трамваях в 1930–1940-е годы: опыт городов Челябинской области
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V402Ключевые слова:
трамвай, городской общественный транспорт, Челябинская область, пассажирские перевозки, организация пассажирского движения, 1930–1940-е годыАннотация
В работе рассматриваются пассажирские перевозки трамваем – основным городским пассажирским транспортом в городах РСФСР. Цель настоящего исследования – на основе данных по Челябинской области определить факторы, влиявшие на качество пассажирских перевозок, пассажирский опыт взаимодействия с трамваем, противоречивость оценок качества пассажирских перевозок. Статья написана в рамках методологии экономической истории, дополненной положениями теории мобильности, и являет собой попытку представить историю пассажирских перевозок как многофакторный процесс. Авторы раскрывают формальные и качественные характеристики организации пассажирских перевозок трамваем: наличие диспетчерских служб, состояние остановок и подвижного состава, инвентарное число вагонов, число вагонов на линии, электроснабжение трамвая, опыт ожидания трамвая пассажирами. Пассажиры и местные газеты часто критиковали перевозки трамваем, отмечая срывы графиков движения, хотя длительное ожидание было типичным явлением. Несмотря на постоянные замечания, трамвай оставался ведущим городским транспортом в 1930–1940-е годы, т. к. его появление было обусловлено потребностями советской индустриализации. На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати авторы приходят к выводу, что остаточный принцип снабжения трамвайных предприятий Челябинской области вагонами и второстепенная роль городского электротранспорта в структуре советской экономики негативно влияли на организацию пассажирских перевозок, основной функцией которых в период советской индустриализации и годы Великой Отечественной войны была связь рабочей силы и промышленных предприятий. К концу 1940-х годов большее значение приобрела функция связи мест проживания с социально-культурными объектами.
Скачивания
Библиографические ссылки
50 лет Ленинградского трамвая. 1907–1957. М.: Изд-во М-ва коммун. хоз-ва РСФСР, 1957. 237 с.
Трофимов А.Н. Московские трамвайщики: (О тех, чьи имена носят предприятия московского трамвая). М.: Изд-во М-ва коммун. хоз-ва РСФСР, 1958. 47 с.
Давыдов А.С. Развитие городского электрического транспорта в городах Центрального Черноземья в преддверии Великой Отечественной войны: особенности и результаты // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер.: История и право. 2023. Т. 13, № 1. С. 222–241. URL: https://hisplus.elpub.ru/jour/article/view/21 (дата обращения: 01.04.2024).
Фурсов А.А. История Воронежского трамвая (1926–2009). Воронеж: Кварта, 2010. 152 с.
Горшенин А.В. Городской транспорт Среднего Поволжья в 1941–1950 гг.: моногр. Самара: Офорт, 2018. 328 с.
Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917–1941). М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. 335 с.
Бранч М.К. Проектирование городской среды / пер. с англ. А.И. Маньшавина. М.: Стройиздат, 1979. 176 с.
Molloy S. Trolley Wars: Streetcar Workers on the Line. Washington: Smithsonian Institution Press, 1996. 238 p.
Khairullina E., Santos y Ganges L. Trams in the European Socialist Countries in the 1960s and 1970s: From Crisis to Impetus. Soviet Union and Czechoslovak Socialist Republic // ACE. 2021. Vol. 16, № 46. Art. № 9260. https://doi.org/10.5821/ace.16.46.9260
Colombijn F., Khusyairi J.A. Moving at a Different Velocity: The Modernization of Transportation and Social Differentiation in Surabaya in the 1920s // Cars, Conduits, and Kampongs: The Modernization of the Indonesian City, 1920–1960 / ed. by F. Colombijn, J. Coté. Leiden: Brill, 2015. P. 249–271. https://doi.org/10.1163/9789004280724_011
Tennent K.D. Dejan Petkov, Tramway Renaissance in Western Europe: A Socio-Technical Analysis // J. Transp. Hist. 2021. Vol. 42, № 1. P. 180–182. https://doi.org/10.1177/0022526620967793
Урри Дж. Мобильности: пер. с англ. М.: Праксис, 2012. 576 с.
Письма во власть: Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям / Ин-т гос. упр. и соц. исслед. МГУ им. М.В. Ломоносова, Inst. Ital. Per gli studi filos. и др. М.: РОССПЭН, 2002. 524 с.
Мельников Н.Н. Модернизация танковой промышленности СССР в условиях Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Сократ, 2017. 416 с.
Баканов С.А. Угольная промышленность Урала: жизненный цикл отрасли от зарождения до упадка: моногр. Челябинск: Энцикл., 2012. 328 с.
Конышева Е.В. Челябинск в конце 1920-х – 1930-е гг.: градостроительная реконструкция // Советское градостроительство 1920–1930-х годов: Новые исследования и материалы / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. С. 282–299.
Potemkina M., Gryaznov M., Pashkovskaya T. Public Transport and Soviet Industrialisation: The Tram Service in the Socialist City of Magnitogorsk (USSR) // Industrial Archaeol. Rev. 2021. Vol. 43, № 1. P. 65–74. https://doi.org/10.1080/03090728.2020.1804159
Филатов В.В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1940-е годы: моногр. Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 394 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Марина Николаевна Потёмкина, Юлия Николаевна Храмшина (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.