«ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» ДИОДОРА: ОПЫТ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИФА
DOI:
https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2020.1.98Ключевые слова:
Диодор, античная мифология, мифологический сюжет, архетипический образАннотация
Интерпретация классического текста в работе основана на феноменологическом подходе с учетом наиболее значимых сторон явления. Рассматриваются два аспекта проблемы: можно ли считать текст Диодора мифологическим и допустимо ли его использовать как источник по мифологии античности. Автор делает акцент на рационализации исторического процесса у античного мыслителя и десакрализации мифологических образов. Диодор задействует традиционные сюжеты и образы прагматически, выбирает наиболее эффектные и достоверные, активно использует логическое объяснение. Повествования о богах превращаются в конфликты локального характера и получают зачастую этическую оценку. Онтологическая необходимость в истории заменяется актами волеизъявления. Концепция цикличности времени в мифе заменена линейной трактовкой истории, с переходом мифологического времени в историческое. Диодор отказывается от сопричастности и магического подхода к описанию мира, характерному для мифологических повествований, превращая мифологический текст в аллегорический рассказ. История приобретает смысл через героизацию отдельных личностей, с сохранением мифологической гиперболизации и акцентом на индивидуальной доблести персонажей. Тем самым миф превращается в инструмент дидактики для следующих поколений. Идея фатума сохраняется на уровне пересказа мифологических сюжетов, ставших у Диодора недостоверными историями либо поучительными притчами. Традиционными остаются только базовые для мифа вопросы этиологического характера, отличающие античного автора от философов-современников, но трактуемые в рациональном ключе. Концепция Диодора имеет отчетливый персоналистский компонент
и строится на доказательствах эмпирического характера. Античный мыслитель уже не существует внутри мифа, но и не осуществляет его теоретический анализ. Его «Историческую библиотеку» стоит понимать как индикатор состояния культуры в эпоху поздней античности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аринин Е.И. Религиоведение (введение в основные концепции и термины). М.: Акад. проект, 2004. 320 с.
Рыбакова А.А. Диодор. URL: http://www.opentextnn.ru/history/myth/personalia/?id=1462 (дата обращения: 20.04.2014).
Диодор. Историческая библиотека. URL: https://libking.ru/books/antique-/antique-ant/489781-diodor-sitsiliyskiy-istoricheskaya-biblioteka.html (дата обращения: 15.12.2019).
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 5–216.
Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 144 с.
Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. проект, 2005. 256 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Вост. лит. РАН, 2000. 407 с.
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1994. 338 с.
Найдыш В.М. Мифология. М.: Кнорус, 2010. 432 с.
Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
Мечковская н.Б. Язык и религия: Лекции по филологии и истории решений. М.: ФАИР, 1998. 352 с.
Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: моногр. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1998. 297 с.
Строгецкий В.М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание // Вестн. древ. ист. 1986. № 2. С. 65–82.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Мысль, 2002. Т. 1. 345 с.