Культура и природа человека в контексте философии Э.В. Ильенкова
DOI:
https://doi.org/10.37482/2227-6564-V039Ключевые слова:
Э.В. Ильенков, человеческая природа, физиология и культура, общественная трудовая деятельность, производство орудий трудаАннотация
В статье исследуется проблема понимания природы человека в двух аспектах: является ли «природой» физиология человека, на которой затем вырастает культура как подчиненный момент, или культура по мере своего развития подчиняет себе физиологию человека? Указанные точки зрения рассматриваются путем последовательного смещения с позиции эволюционизма, кладущего в основу понимания природы человека физиологию, к позиции культурно ориентированного понимания человека. При этом в культурно ориентированной концепции можно выделить как подход дуализма, пытающегося совместить физиологию и культуру как отдельные моменты целого, но с упором на культуру, так и подход монизма, диалектически подчиняющего физиологию культуре. Важным моментом монистического подхода выступает понимание взаимоотношения двух качеств, одно из которых предстает как предпосылка другого. В работе показано, что предпосылки данного качества отличаются от самого качества, но входят в него в преобразованном и подчиненном виде. Это приводит некоторых исследователей к неверному пониманию сущности данного качества, редукции ее к сущностным моментам прежнего качества, несмотря на то, что отдельные эволюционисты признавали несводимость между двумя рассматриваемыми качествами. Представители диалектического монизма обнаруживают в таком переходе скачок, перелом, в результате которого меняются качество и его сущность, выявляемая именно в данном качестве, а не в его предпосылках. В статье отношение между двумя качествами даны в виде отношения физиологии и культуры. Физиология является одной из предпосылок человеческой природы, но главной предпосылкой выступает общественная трудовая деятельность, создающая культуру.
Скачивания
Библиографические ссылки
Пинкер С. Чистый лист: Природа человека. кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 606 с.
Шалютин Б.С. О вызовах приматологической революции, эмпатическом познании и природе когнитивного отрыва человека от обезьяны // Филос. журн. 2019. Т. 12, № 4. С. 15–31. DOI:10.21146/2072-0726-2019-12-4-15-31
Лоренц К. Так называемое зло. М.: культур. революция, 2008. 616 с.
Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. 1064 с.
Бэкхерст Д. Формирование разума. М.: «канон +» РООИ «Реабилитация», 2014. 368 с.
Ильенков Э.В. Что же такое личность // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 387–414.
Ильенков Э.В. Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе к. Маркса «к критике политической экономии»: дис. … канд. филос. наук. М., 1953. URL:http://caute.tk/ilyenkov/texts/cand/index.html (дата обращения: 25.12.2019).
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1997. 464 с.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭк», 1998. 480 с.
Маркс К. Экономические рукописи 1857–1861 гг. (первоначальный вариант «капитала»). Ч. I: пер. с нем. Изд. 2-е. М.: ЛИБРОкОМ, 2011. 564 с.
Ильенков Э.В. Психика человека под «лупой времени» // От философии к педагогике. М.: Изд-во СГУ, 2015. С. 421–431.