Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V093

Ключевые слова:

экзегеза, Иоанн Златоуст, толкование Священного Писания, субъект веры, субъективация, целостный ум, вопрошание, поиск Истины

Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть практику экзегезы (толкование библейских текстов) Иоанна Златоуста с точки зрения становления субъекта веры. Основным методом исследования стал многоуровневый герменевтический и экзегетический анализ текста. Автор настоящей работы показывает, как экзегеза Иоанна Златоуста из простого инструментария становится условием самоизменения человека. Согласно Златоусту, субъект, занимаясь экзегезой, преображает и приводит в целостное состояние свой ум. Дисциплинированный ум становится способным замечать не подлинное, рассеянное существование. Подлинное же бытие должно открыться субъекту в процессе толкования священного текста. Происходит это тогда, когда интерпретатор ставит под вопрос самого себя и наличное бытие. Иоанн Златоуст считает, что интерпретация текста для экзегета – это не акт изучения объекта. Экзегеза носит принципиально диалогический характер, она выстраивается на субъект-субъектных отношениях, и это приводит к потенциальной возможности встретиться с Другим бытием (Христом), которому необходимо задать вопрос о самом себе. Вопрошание Другого – это попытка выйти из не подлинного, замкнутого мира и начать движение к Истине. Истина в этом смысле предстоит субъекту, открывая возможность к личному самопревосхождению. Становление субъекта носит всегда незавершенный характер. Нельзя зафиксировать момент окончательного становления, поскольку Истину невозможно исчерпать, к ней можно бесконечно приближаться. Между Истиной и субъектом устанавливаются уникальные и неповторимые отношения, открывающие для субъекта новые способы существования. Так экзегеза для субъекта становится творческим актом произведения собственной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Е. А. Прохоров, Иркутский Государственный Университет

соискатель, старший преподаватель кафедры теологии

Библиографические ссылки

Попов И.В. Труды по патрологии. Т. I. Святые отцы II–IV вв. Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2004. 744 с.

Белодед П.З. Святитель Иоанн Златоуст // Православная богословская энциклопедия. Приложение к духовному журналу «Странник». Т. 6. СПб., 1905. С. 909. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/belodedsvjatitel-ioann-zlatoust/ (дата обращения: 18.10.2020).

Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 64–81.

Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам // Христиан. чтение. 2009. № 9-10. С. 68–99.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. II. М.: Эксмо, 2017. 928 с.

Железнов А. Трактат об этике. М.; Екатеринбург: Кабинет. ученый, 2018. 204 c.

Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–294.

Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Либроком, 2013. 832 с.

Сергий (Сафаров), иерей. «От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику. URL: http://sdsmp.ru/news/n7821/ (дата обращения: 24.03.2021).

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VI. М.: Эксмо, 2017. 928 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. X. М.: Эксмо, 2017. 944 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VII. М.: Эксмо, 2017. 864 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. III. М.: Эксмо, 2017. 912 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IV. М.: Эксмо, 2017. 880 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XII. М.: Эксмо, 2017. 1264 с.

Смирнов А.Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты: моногр. Иркутск, 2011. 306 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. IX. М.: Эксмо, 2017. 960 с.

Хоружий С.С. Лекции по введению в синергийную антропологию. Томск, 2007. 54 с.

Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 682 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. XI. М.: Эксмо, 2017. 944 с.

Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста: в 12 т. Т. VIII. М.: Эксмо, 2017. 976 с.

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

Прохоров, Е. А. (2021). Экзегетические практики Иоанна Златоуста и становление субъекта веры. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(2), 110–118. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V093