Перцептивный повествовательный план в рассказе М. Спарк «Темные очки»
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V073Ключевые слова:
концептуальный анализ художественного текста, нарратологическая точка зрения, перцептивный повествовательный план, оптический строй, перцептивные системы человекаАннотация
В статье рассматривается визуальный перцептивный план повествования в рассказе М. Спарк «Темные очки» (M. Spark “The Dark Glasses”) с целью концептуального анализа художественного текста. Модели смыслопорождения ранее были описаны в виде многослойных неоднородных структур, характеризующих разные точки зрения и разные повествовательные планы, в теориях Б.А. Успенского, Ж. Женетта и В. Шмида. Текст как комплексная структурная языковая единица может варьировать, подобно слову, в разных семантических полях. Пространственный, временной, идеологический и языковой планы повествования описываются в статье по доминанте перцептивного визуального плана во внутренней точке зрения героя-повествователя, выраженной в рассказе. Перцептивный план показан на основе когнитивного процесса визуального восприятия, а именно – оптического строя зрения и перцептивной системы человека. Оптический строй скрыт в подтексте рассказа в виде композиционно замкнутой рамочной структуры, в которой объединены два текста – текст-рамка и текст-вставка, которые следуют субъектно-объектной модели восприятия и организованы по принципам зеркальности, удвоения и создания копий. Перцептивная система выражена разными языковыми единицами: глагольными предикатами see, look и сетью глаголов восприятия, отдельными субстантивами eyes, glasses и их прямыми (исходными) и переносными значениями, цветообозначениями на базе имен прилагательных в словесных портретах персонажей, а также концептуальными архетипическими метафорами зрения в сфере образов «свет – тьма» и метонимиями по линии каузальной и партитивной связи.
Для цитирования: Жантурина Б.Н. Перцептивный повествовательный план в рассказе М. Спарк «Темные очки» // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. № 1. С. 41–49. DOI: 10.37482/2687-1505-V073
Скачивания
Библиографические ссылки
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2016. 448 с.
Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
Genette G. Figures III. Paris: Seul, 1972. 285 р.
Шмид В. Нарратология. М.: Яз. славян. культуры, 2008. 311 с.
Spark M. The Dark Glasses // Spark M. Stories: сб. на англ. яз. М.: Радуга, 2001. С. 121–141.
Beveridge A.W. The Secular and the Supernatural: Madness and Psychiatry in the Short Stories of Muriel Spark // J. R. Coll. Physicians Edinb. 2015. Vol. 45, № 4. Р. 305–312. DOI: 10.4997/jrcpe.2015.411
Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. 10th еd. Oxford University Press, 2019.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева. СПб.: Акад. проект, 2002. 544 с.
Моисеева С.А. Семантическое поле глаголов восприятия в западно-романских языках: моногр. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 248 c.
Осборн М. Архетипичные метафоры в риторике: сфера образов «свет-тьма» // Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая метафорология: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. С. 125–142.
Жантурина Б.Н. Метафоры на основе перцептивного компонента (на материале русского и английского языков): моногр. М.: ФЛИНТА, 2018. 164 c.