Лики русского гегельянства: С.Л. Франк между Гегелем и Ницше
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V094Ключевые слова:
феномен границы, предел бытия, псевдоморфоза, русская религиозная философия, онтологические воззрения С.Л. Франка, диалектика Г.В.Ф. Гегеля, философия жизни Ф. НицшеАннотация
Предлагаемая статья представляет исследование философских воззрений С.Л. Франка в контексте кризиса европейской метафизики, сравнительный анализ онтологических и религиозных взглядов философа с учениями Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Автором критически рассматривается предпринятая С.Л. Франком попытка синтеза гегельянства и православия. Методологической базой исследования являются основные принципы и установки философской компаративистики и историко-философской реконструкции. В статье обосновывается тезис, что рецепция наследия Г.В.Ф. Гегеля С.Л. Франком – продукт псевдоморфозы русской культуры. Основной вывод исследования состоит в том, что установка С.Л. Франка на выход за пределы гегелевской диалектики приводит к сближению его воззрений с философией жизни, в частности с учением Ф. Ницше. В рамках компаративистского анализа учений С.Л. Франка, Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше основное внимание уделяется проблеме границы. Исследование показало, что, согласно как С.Л. Франку, так и Г.В.Ф. Гегелю, граница выступает в качестве основного условия конституирования бытия как определенности, одновременно граница является онтологическим условием выхода определенного и ограниченного сущего за свои пределы. Автор приходит к выводу, что в этом плане С.Л. Франк следует основополагающим установкам гегелевской диалектики. Вместе с тем С.Л. Франк выходит за пределы философии Г.В.Ф. Гегеля в установке на философское осмысление иррациональных, непостижимых глубин бытия. В этом ключе философ сближается с установками учения Ф. Ницше и обращается к исследованию пограничных феноменов человеческого бытия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Чижевский Д.И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. 411 с.
Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск: Белорус. Православ. Церковь, 2006. 608 с.
Левит К. Ницшевская философия вечного возвращения того же. М.: Культур. революция, 2016. 336 с.
Фаритов В.Т. Онтология трансгрессии: Гегель и Ницше у истоков новой философской парадигмы. СПб.: Алетейя, 2017. 442 с.
Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2005. 800 с.
Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. СПб.: Наука, 2003. 792 с.
Хайдеггер М. Гегель. СПб.: Владимир Даль, 2015. 320 с.
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. 544 с.
Дёмин И.В. Антиномистический монодуализм С.Л. Франка и традиционалистская доктрина «недвойственности» // Соловьёв. исследования. 2015. Вып. 4(48). С. 101–116.
Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. Минск: Белорус. Православ. Церковь, 2009. 560 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. 573 с.
Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. 496 с.
Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 464 с.
Франк С.Л. Философия Гегеля (к столетию со дня смерти Гегеля) // Путь. 1931. № 34. С. 39–51.
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культур. революция, 2007. 432 с.
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 3: Утренняя заря. Мессинские идиллии. Веселая наука. М.: Культур. революция, 2014. 640 с.
Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. 320 s.
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. С. 3–146.
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 12: Черновики и наброски 1885–1887 гг. М.: Культур. революция, 2005. 560 с.
Франк С. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Вестн. рус. христиан. движения. 1986. № 146. С. 103–126.