Северо-восточный текст русской геоисториософии, геопоэтики и сакральной географии
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V274Ключевые слова:
сакральная география, Северо-Восточный текст, русская геоисториософия, геопоэтика, Север, Сибирь, «русское северянство»Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора в области сакральной географии, геософии, мифопоэтики, семиотики пространства культуры Севера и Арктики, которые могут быть использованы в процессе разработки ценностно-смысловых и символических аспектов современных региональных программ и проектов пространственного развития северных территорий. Методологическую основу составили семиотический подход и герменевтика текстов традиционной поморской культуры и произведений, входящих в мифопоэтическое пространство Северного текста русской геофилософии и словесности. Основное внимание было уделено анализу геоисториософского дискурса «русского северянства», истолкованию символики «северо-восточной ориентации» и геокультурной идентичности Руси-России как «Востока на Севере» в сакрально-географических, геофилософских и мифопоэтических текстах. В статье определяется семиотический статус поморской «розы ветров» как осевого, лоцманского (вожевого) символа, знаменовавшего направления «божьей дороги» мореходов-странников в Северном Ледовитом океане и пучине вод «моря житейского». Установлено, что в сакральных метеорологических лоциях поморов, изложенных в «книгах мореходных», особым судьбоносным промыслительным значением наделялся северо-восточный ветер-полуношник, исторгавшийся из устрашающих нуминозных глубин «высокоширотного» поморского «инобытия». Важное место в статье отведено изложению религиозных (провиденциальных, эсхатологических) оснований традиционного русского образа (парадигмы) освоения пространства Севера и Сибири. Раскрыты механизмы культурно-семиотического трансфера (трансмиссии) русской «освоенческой» традиции, укорененные в святоотеческих недрах земского (соборного) строя «древлего благочестия». Отмечена знаковая роль творцов Серебряного века русской культуры в актуализации и развертывании Северо-Восточного текста русской геософии и геопоэтики. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о доминантной, ключевой роли северо-восточной сакральной ориентации в предопределении и предзнаменовании геокультурных и геоисторических судеб России.
Скачивания
Библиографические ссылки
Кара-Мурза А.А. Концепция «русского северянства» в героических одах Г.Р. Державина (к вопросу о российской идентичности) // Полит. концептология: журн. метадисциплинар. исслед. 2017. № 3. С. 187−194.
Кара-Мурза А.А. «Русское северянство» князей Вяземских (к вопросу о национальной идентичности) // Вопр. философии. 2018. № 3. С. 5−13.
Кара-Мурза А.А. У истоков «русского северянства»: споры о Ломоносове (конец XVIII – начало XIX вв.: Муравьев, Карамзин, Батюшков) // Полилог=Polylogos. 2022. T. 6, № 1. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110019114-7-1/ (дата обращения: 07.04.2023). DOI: 10.18254/S258770110019114-7
Тюгашев Е.А., Шумахер А.Е. Социокультурный феномен «русского северянства» // Личность. Культура. Общество. 2021. Т. 23, № 3(111). С. 151−156. DOI: 10.30936/1606_951X_2021_23_3_151_156
Кара-Мурза А.А. Восточная теократия на севере Евразии: «пути России» в историософии И.И. БунаковаФондаминского // Филос. журн. 2021. Т. 14, № 2. С. 5−20. DOI: 10.21146/2072-0726-2021-14-2-5-20
Головнёв А.В. Северность России. СПб.: МАЭ РАН, 2022. 450 c.
Дугин А. Абсолютная Родина. М.: Арктогея-центр, 1999. 752 с.
Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. 239 с.
Кренёв П. Поморские мои ветра. Шелоник // Журн. мир. URL: https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/pomorskie-moi-vetra-shelonik (дата обращения: 07.04.2023).
Теребихин Н.М., Мелютина М.Н. Мифопоэтические аспекты традиционной поморской криософии и антропологии холода: реконструкция и интерпретация // Вестн. Сев. (Арктич.) фед. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 122−133. DOI: 10.37482/2687-1505-V123
Ильина Е.В. Объективация концепта ветер в языковой картине мира поморов (на материале «Словаря поморских речений» К.П. Гемп) // Международ. науч.-исслед. журн. 2013. № 4-2(11). С. 80−82.
Лимеров П.Ф. Поэма «Биармия» как итог исследовательской деятельности Каллистрата Жакова по реконструкции древнего мировоззрения коми-зырян // Изв. Коми науч. центра УрО РАН. 2015. Вып. 1(21). С. 110−116.
Гаты Заратуштры / пер. с авест., вступ. ст., коммент. и прил. И.М. Стеблин-Каменского. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2009. 182 с.
Топоров В.Н. Вата // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т. 1: А−К. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энцикл., 1991. C. 219.
Магомедова Д.М. Блок и Волошин: (Две интерпретации мифа о бесовстве) // Блоковский сборник. Вып. XI. Тарту: Тартус. ун-т, 1990. С. 39–49. (Уч. зап. Тартус. ун-та; Вып. 917.).
Бражников И.Л. Русская литература XIX–XX веков: историософский текст. М.: МПГУ, 2011. 240 с.
Опарин П.Г. Книга М.А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети XX века: историософия и поэтика: дис. … канд. филол. наук. Киров, 2005. 190 с.
Лотман М. О семиотике страха в русской культуре // Семиотика страха / сост. Н. Букс, Ф. Конт. М.: Рус. ин-т: Изд-во «Европа», 2005. С. 13−35.
Буткевич А. Религиозный смысл движения русских на Восток в XVII−XVIII веках // Импер. арх. URL: http://archive-khvalin.ru/predel-rossii/ (дата обращения: 07.04.2023).
Дутчак Е.Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверовстранников (вторая половина XIX − начало XXI в.). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007. 414 с.
Корбен А. Световой человек в иранском суфизме. М.: Сандра, 2013. 240 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Николай Михайлович Теребихин (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.