Образно-символический фонд сакральной океанографии народов моря (часть 2)
DOI:
https://doi.org/10.37482/2227-6564-V011Ключевые слова:
сакральная морфология, традиционная морская культура, сакральная океанография, народы моря, полинезийцыАннотация
Для реконструкции сакральной морфологии традиционной морской культуры народов северных морей необходимо рассмотрение ее сквозь призму сравнительного анализа, позволяющего распознать все «недостающие» элементы и заполнить пустующие клеточки ритуально-мифологической системы («таблицы») как порождающего ядра сакральной океанологии мореходов высоких широт. Наиболее продуктивным представляется сопоставление ее с классическими морскими культурами, результаты систематического изучения которых могут быть преобразованы в парадигму (дисциплинарную матрицу) исследования традиционной культуры моря как семиотической системы. К числу таких парадигмальных (матричных) символических конструкций относится модель традиционной морской культуры народов Океании, и прежде всего полинезийцев, называемых «викингами Востока». Истоки традиционной морской культуры полинезийцев укоренены в их ритуально-мифологической традиции, в символическом ансамбле новогоднего Первопраздника. Важнейшим научным результатом исследования явилось построение базовой модели сакральной морфологии традиционной культуры народов моря, в состав которой входят такие разделы и тематические блоки священной океанографии, как: мифологическая концепция «первого корабля»; сакральный статус плотника-судостроителя; образ бога-покровителя корабельного художества; ритуальный цикл строительства корабля (выбор материалов, обряд строительной жертвы, ритуалы «монтажа» судна, обряды освящения и имянаречения нового корабля); космогонические и эсхатологические аспекты мифологии моря и корабля; поэтическое творчество и обожествленная память в структуре священного мореведения (всеведения). Такова инвариантная структура сакрального морского знания как порождающего ядра традиционной культуры народов моря. Хранителями и экзегетами священной океанографии являлись жрецы-кораблестроители и поэты-навигаторы (кормчие), которые своим корабельным художеством и поэтическим мироустроительным словом размеряли и прокладывали «божью дорогу» в океане.
Скачивания
Библиографические ссылки
Терещенко Е.Ю. Религия в системе морской культуры Кольского Севера // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2016. Т. 17, вып. 2. С. 299–307.
Терещенко Е.Ю. Морфология современной морской культуры Кольского Севера // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 208–219.
Стингл М. Очарованные Гавайи. М.: Наука, 1983. 332 с.
Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку. Мифы и реальность. М.: Междунар. отношения, 1991. 192 с.
Лебедева А.А. Мореходное искусство народов Микронезии. СПб.: Наука, 2013. 172 с.
Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, 1980. 383 c.
Федорова И.К. Остров Пасхи. Очерки культуры XVIII–XIX вв. СПб.: Наука, 1993. 288 с.
Хироа Т.Р. Мореплаватели солнечного восхода. М.: Географгиз, 1959. 253 с.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 c.
Sharp C.A. Ancient Voyages in the Pacifc. Wellington: Avery Press, 1957. 239 p.