Мифопоэтические аспекты традиционной поморской криософии и антропологии холода: реконструкция и интерпретация
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V123Ключевые слова:
криософия, антропология холода, холодный мир, мифо-ритуальная традиция, поморы, Русская Арктика, поэт-сказительАннотация
В статье на основе семиотического анализа и герменевтики текстов традиционной поморской культуры и произведений, входящих в смысловой круг Северного текста русской литературы, предпринята попытка реконструкции ритуально-мифологических истоков и истолкования архаической семантики целого спектра концептов, образов, метафор и символов, конституирующих корпус поморской криософии и антропологии холода. Концепция криософии как «онтологии холодного мира», системы философских и научных представлений о фундаментальных характеристиках и принципах криосферы во всех ее проявлениях была разработана выдающимся российским геокриологом В.П. Мельниковым. Концептуально-методологический каркас дискурса антропологии холода был артикулирован в трудах сотрудников лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск). Изучение традиционной поморской криософии опирается на предшествующие авторские разыскания в области геософии, сакральной географии, семиотики культурного ландшафта Русского Севера и полностью вписывается в предметно-проблемное поле антропологии холода. Метафизический холод пронизывает все аспекты софийного устроения поморского этноцентрума, сакральная геометрия которого подобна конфигурации «холодных обществ». К разряду «холодных социумов», основанных на мифологической парадигме вечного возвращения, несомненно, относятся архаические и традиционные сообщества Русской Арктики (саамы, ненцы, коми, русские поморы). Одним из ведущих механизмов системы «охлаждения» и поддержания режима динамического постоянства (гомеостаза) структуры локальных и этнических сообществ Поморья явилась идеология древнего благочестия, обретшая свой оплот в сакральной геометрии монастырского и земского самоуправления на Русском Севере. «Холодная опция» поморской культуры наряду с «консервирующими» ценностями старой веры включала в себя и более архаичные элементы и механизмы «выхолаживания», восходящие к шаманистскому ритуально-мифологическому комплексу. В поморском дружинном социуме функцию «холодильника», хранящего сокровенное знание об устройстве мироздания и обеспечивающего вековечную недвижность северного мiра, исполнял поэт-сказитель, который магией слова претворял ледяное безмолвие Севера в звучащий мифопоэтический космос.
Для цитирования: Теребихин Н.М., Мелютина М.Н. Мифопоэтические аспекты традиционной поморской криософии и антропологии холода: реконструкция и интерпретация // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 122–133. DOI: 10.37482/2687-1505-V123
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Архангельской области (проект № 18-411-292001 р_мк «Исследование гуманитарно-географических образов этнокультурных ландшафтов Русского Севера как символического ресурса формирования имиджа северных и арктических территорий региона»).
Скачивания
Библиографические ссылки
Павлюченков Н.П. Научные исследования и «символические» созерцания священника Павла Флоренского на Дальнем Востоке // Гуманит. пространство. 2017. Т. 6, № 3. С. 510–521.
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. Салехард; Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2006. 375 c.
Мельников В.П., Геннадиник В.Б. Криософия – онтология холодной материи // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2012. № 10. С. 6–14.
Мельников В.П., Геннадиник В.Б. Криософия – система представлений о холодном мире // Криосфера Земли. 2011. Т. XV, № 4. С. 3–8.
Романова Е.Н. Гуманитарное измерение холодного мира: интеграция науки и культуры. URL: https://www.svfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/obshchestvennye-organizatsii/presidium/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pptx (дата обращения: 01.03.2021).
Романова Е.Н., Добжанская О.Э. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики) // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 255–263. DOI: 10.17223/22220836/35/23
Генон Р. Кризис современного мира. М.: Акад. проект, 2019. 265 с.
Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. проект, 2020. 235 с.
Флоренский П.А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: РОССПЭН, 2010. 568 с.
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / отв. ред. Е.С. Новик; сост. Л.Ш. Рожанский. М.: Наука, 1988. С. 7–60.
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в: этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. 231 с.
Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск: СОЛТИ, 2020. 516 с.
Мелютина М.Н., Теребихин Н.М. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск: СОЛТИ, 2013. 203 с.
Мельников В.П., Геннадиник В.Б., Федоров Р.Ю. Гуманитарные аспекты криософии // Криосфера Земли. 2016. Т. XX, № 2. С. 112–117.
Романова Е.Н., Замятин Д.Н. Холодный мир: два полюса измерения // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования / под общ. ред. Д.Н. Замятина, Е.Н. Романовой. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 6–12.
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 368 с.
Шергин Б.В. Изящные мастера: поморские былины и сказания. М.: Молодая гвардия, 1990. 430 с.
Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. 607 с.
Теребихин Н.М., Тамицкий А.М., Худяев А.С., Журавлев П.С. Механизмы памяти в ментальной экологии народов Севера // Экология человека. 2019. № 3. С. 30–37. DOI: 10.33396/1728-0869-2019-3-30-37
Дугин А.Г. Этносоциология. М.: Акад. проект, 2011. 639 с.
Пришвин М.М. За волшебным колобком (Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии) // Собр. соч.: в 8 т. Т. 1. Произведения 1906–1914 годов. М.: Худож. лит., 1982. С. 181–386.
О рыбаках, морских зверобоях и охотниках. Народные сказы, сказки, песни и частушки, пословицы /сост. Н.И. Рождественская. Архангельск: Арханг. обл. кн. изд-во, 1952. 188 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4: Р – Ѵ. СПб.; М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. 712 с.
Рос. гос. арх. лит. и искусства. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 127.
Сказы и сказки Беломорья и Пинежья / запись текстов, вступ. ст. и коммент. Н.И. Рождественской. Архангельск: Архгиз, 1941. 224 с.
Топоров В.Н. Конные состязания на похоронах // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд) / отв. ред. В.В. Иванов, Л.Г. Невская. М.: Наука,1990. С. 12–47.
Носилов К.Д. На Новой Земле: Очерки и наброски. Тюмень: СофтДизайн, 1997. 368 с.
Власова М.Н. Русский фольклор Груманта (Шпицбергена) // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 35 / отв. ред. Е.И. Якубовская. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. С. 385–412.
Мальцев Н.В. Народное искусство Северного Поморья // Кенозерские чтения – 2009. Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исследование на пересечении естественных и гуманитарных наук: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / сост. М.Н. Мелютина, отв. ред. Е.Ф. Шатковская. Архангельск: Нац. парк «Кенозерский», 2011. С. 32–44.
Криничная Н.А. Феномен сказительского искусства: к реконструкции становления Т.Г. Рябинина как певца былин // Рябининские чтения ’95: материалы междунар. науч. конф. / Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 1997. С. 15–26. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1995/118.html (дата обращения: 01.03.2021).
Гуревич Е.А. Скальды // Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. М.: РОССПЭН, 2003. С. 485–493.
Писахов С.Г. «…Я весь отдался Северу»: странички из дневника // Писахов С.Г. Сказки. Очерки. Письма / сост. И.Б. Пономарева. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. С. 201–202.