Корреляционная обусловленность семантики ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» (на материале рекламного медиадискурса)
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V420Ключевые слова:
концепт «праздник», концепт «будни», ядерная лексема, рекламный медиадискурс, медиареклама, рекламный микротекстАннотация
Целью статьи является системное описание ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» на материале рекламных микротекстов, которые ранее не рассматривались в данном аспекте. Сравнительный лингвистический анализ значения и функционирования ядерных лексем позволил определить общее и специфическое в их семантической структуре. Объектом исследования стали тексты современных медиареклам, где используются указанные концепты, предметом – ядерные лексемы, без обращения к их периферии – синонимам, фразеологическим единицам и ассоциатам. Материал был отобран методом сплошной выборки из региональных объявлений и видеороликов последних лет. В ходе работы использовались методы компонентного, корреляционного и контекстного анализа, корпусный метод. Общая функция рассматриваемых концептов в анализируемых рекламных текстах заключается в продвижении товаров и услуг. Слово «праздник» означает нерабочий день, а также счастливый, радостный день, в котором происходят важные, приятные события. Слово «будни» имеет противоположное значение: это монотонная, повседневная, обыденная жизнь. В контексте рекламы слово «праздник» кроме основного значения приобретает добавочное: это товар, который покупается, организуется, праздником называют скидки, разные важные события в жизни. Слово «будни», в свою очередь, не развивает добавочного значения. Оно обладает меньшими функциональными возможностями в сравнении со словом «праздник», выступая в роли триггера, призванного вызывать противоположные празднику ассоциации, т. е. используется для подчеркивания контраста со словом «праздник» или синонимичными ему словами.
Скачивания
Библиографические ссылки
Потоцкая Н.П. Особенности перевода, национально-культурная адаптация и глобальная стандартизация рекламных текстов // Лингвистическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт: сб. науч. ст. и материалов междунар. конф., посвящ. 15-летию первого вып. специалистов в обл. лингвистики в Сургут. гос. ун-те / отв. ред. И.А. Курбанов. Сургут: Сургут. гос. ун-т, 2017. С. 260–267.
Таюпова О.И. Метафоризация в рекламном дискурсе // Докл. Башкир. ун-та. 2022. Т. 7, No 2. С. 125–128.
Ягодкина М.В. Трансформация реальности в языке рекламы // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. No 46. С. 51–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-realnosti-v-yazyke-reklamy (дата обращения: 20.04.2024).
Пивоварчик Т.А., Костюшко Е.Т. Прагматика лингвокультурного кода праздника в модульном рекламном тексте (на материале белорусской периодики второй половины ХХ века) // Медиалингвистика: материалы VI Междунар. науч. конф. / науч. ред. Л.Р. Дускаева, отв. ред. А.А. Малышев. СПб., 2022. С. 433–437.
Иосифова В.Е. Русские и китайские пословицы с компонентом «праздник» в лингвокультурологическом аспекте // Проблемы лингвистической семантики и прагматики языковых единиц разных уровней: докл. междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра филол. наук, проф. О.П. Ермаковой. Калуга, 2023. С. 92–98.
Семенова И.В., Сун Цзинхуа. Концепт «праздник/节日» в русской и китайской языковых картинах мира // Эпоха науки. 2016. No 8. С. 327–335.
Лейфа И.И., Медведева М.Э. Сопоставительный анализ полей концептов «alltäglichkeit» и «повседневность» в немецкой и русской языковых картинах мира // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. No 66. С. 110–117.
Медведева Д.И. Понятийный компонент концепта праздник и его аналогов в европейских языках // Языки и культура народов России и стран СНГ: сб. ст. по материалам докл. XXXI Междунар. науч. конф. к 80-летнему юбилею Ин-та языка, лит. и искусства Акад. наук Респ. Татарстан. СПб.; Казань: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2019. С. 96–100.
Бугаева И.В. Концепт «праздник» в религиозном дискурсе: лексикографический аспект // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. No 2 (24). С. 155–159.
Генерозова В.С. Концепт праздник в рекламном дискурсе // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию филол. фак. БашГУ. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 37–43.
Касымова О.П., Леонова А.С. Симметрия и асимметрия семантической структуры многозначных слов «праздник» и «будни» // Рос. гуманит. журн. 2022. Т. 11, No 5. С. 382–389.
Чжан Юфань. Концепт «праздник» в русской языковой картине мира // Соврем. ученый. 2023. No 5. С. 44–49.
Грищенко А.С., Мамаева Д.М. Особенности серий социальной рекламы в Китае // Междунар. науч.-исслед. журн. 2021. No 8-4 (110). С. 26–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-seriy-sotsialnoy-reklamy-v-kitae (дата обращения: 20.04.2024).
Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. No 1. С. 6–17.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.
Курбатов В.П., Верещагина И.М. Феноменология праздника // Концепт. 2015. No 6. С. 41–45.
Hardy C. Networks of Meaning: A Bridge Between Mind and Matter. Westport: Praeger, 1998. 217 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Павловна Касымова, Анна Сергеевна Леонова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.