Корреляционная обусловленность семантики ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» (на материале рекламного медиадискурса)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V420

Ключевые слова:

концепт «праздник», концепт «будни», ядерная лексема, рекламный медиадискурс, медиареклама, рекламный микротекст

Аннотация

Целью статьи является системное описание ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» на материале рекламных микротекстов, которые ранее не рассматривались в данном аспекте. Сравнительный лингвистический анализ значения и функционирования ядерных лексем позволил определить общее и специфическое в их семантической структуре. Объектом исследования стали тексты современных медиареклам, где используются указанные концепты, предметом – ядерные лексемы, без обращения к их периферии – синонимам, фразеологическим единицам и ассоциатам. Материал был отобран методом сплошной выборки из региональных объявлений и видеороликов последних лет. В ходе работы использовались методы компонентного, корреляционного и контекстного анализа, корпусный метод. Общая функция рассматриваемых концептов в анализируемых рекламных текстах заключается в продвижении товаров и услуг. Слово «праздник» означает нерабочий день, а также счастливый, радостный день, в котором происходят важные, приятные события. Слово «будни» имеет противоположное значение: это монотонная, повседневная, обыденная жизнь. В контексте рекламы слово «праздник» кроме основного значения приобретает добавочное: это товар, который покупается, организуется, праздником называют скидки, разные важные события в жизни. Слово «будни», в свою очередь, не развивает добавочного значения. Оно обладает меньшими функциональными возможностями в сравнении со словом «праздник», выступая в роли триггера, призванного вызывать противоположные празднику ассоциации, т. е. используется для подчеркивания контраста со словом «праздник» или синонимичными ему словами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Павловна Касымова, Уфимский университет науки и технологий

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории языка и методики его преподавания

Анна Сергеевна Леонова, Уфимский университет науки и технологий

 аспирант кафедры современного русского языкознания

Библиографические ссылки

Потоцкая Н.П. Особенности перевода, национально-культурная адаптация и глобальная стандартизация рекламных текстов // Лингвистическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт: сб. науч. ст. и материалов междунар. конф., посвящ. 15-летию первого вып. специалистов в обл. лингвистики в Сургут. гос. ун-те / отв. ред. И.А. Курбанов. Сургут: Сургут. гос. ун-т, 2017. С. 260–267.

Таюпова О.И. Метафоризация в рекламном дискурсе // Докл. Башкир. ун-та. 2022. Т. 7, No 2. С. 125–128.

Ягодкина М.В. Трансформация реальности в языке рекламы // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. No 46. С. 51–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-realnosti-v-yazyke-reklamy (дата обращения: 20.04.2024).

Пивоварчик Т.А., Костюшко Е.Т. Прагматика лингвокультурного кода праздника в модульном рекламном тексте (на материале белорусской периодики второй половины ХХ века) // Медиалингвистика: материалы VI Междунар. науч. конф. / науч. ред. Л.Р. Дускаева, отв. ред. А.А. Малышев. СПб., 2022. С. 433–437.

Иосифова В.Е. Русские и китайские пословицы с компонентом «праздник» в лингвокультурологическом аспекте // Проблемы лингвистической семантики и прагматики языковых единиц разных уровней: докл. междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра филол. наук, проф. О.П. Ермаковой. Калуга, 2023. С. 92–98.

Семенова И.В., Сун Цзинхуа. Концепт «праздник/节日» в русской и китайской языковых картинах мира // Эпоха науки. 2016. No 8. С. 327–335.

Лейфа И.И., Медведева М.Э. Сопоставительный анализ полей концептов «alltäglichkeit» и «повседневность» в немецкой и русской языковых картинах мира // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. No 66. С. 110–117.

Медведева Д.И. Понятийный компонент концепта праздник и его аналогов в европейских языках // Языки и культура народов России и стран СНГ: сб. ст. по материалам докл. XXXI Междунар. науч. конф. к 80-летнему юбилею Ин-та языка, лит. и искусства Акад. наук Респ. Татарстан. СПб.; Казань: Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2019. С. 96–100.

Бугаева И.В. Концепт «праздник» в религиозном дискурсе: лексикографический аспект // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. No 2 (24). С. 155–159.

Генерозова В.С. Концепт праздник в рекламном дискурсе // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию филол. фак. БашГУ. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 37–43.

Касымова О.П., Леонова А.С. Симметрия и асимметрия семантической структуры многозначных слов «праздник» и «будни» // Рос. гуманит. журн. 2022. Т. 11, No 5. С. 382–389.

Чжан Юфань. Концепт «праздник» в русской языковой картине мира // Соврем. ученый. 2023. No 5. С. 44–49.

Грищенко А.С., Мамаева Д.М. Особенности серий социальной рекламы в Китае // Междунар. науч.-исслед. журн. 2021. No 8-4 (110). С. 26–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-seriy-sotsialnoy-reklamy-v-kitae (дата обращения: 20.04.2024).

Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. No 1. С. 6–17.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

Курбатов В.П., Верещагина И.М. Феноменология праздника // Концепт. 2015. No 6. С. 41–45.

Hardy C. Networks of Meaning: A Bridge Between Mind and Matter. Westport: Praeger, 1998. 217 p.

Загрузки

Опубликован

2025-05-08

Как цитировать

Касымова, О. П., & Леонова, А. С. (2025). Корреляционная обусловленность семантики ядерных лексем концептов «праздник» и «будни» (на материале рекламного медиадискурса). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 25(2), 64–72. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V420