Коды лингвокультуры в индивидуально-авторской картине мира А.А. Ахматовой
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V090Ключевые слова:
концептуальная метафора, коды лингвокультуры, авторская картина мира А.А. Ахматовой, стихотворения А.А. Ахматовой, лингвокультурологияАннотация
Лингвистические исследования, выполненные на стыке с другими дисциплинами – культурологией, психологией, этнографией и историей, – достаточно перспективны, т. к. позволяют более глубоко проникнуть в факты языка. Коды лингвокультуры, исследование которых в последние 20 лет стало отдельным направлением, впервые обратили на себя внимание лингвистов в аспекте изучения индивидуально-авторской картины мира. Цель статьи – описать авторское воплощение лингвокультурных кодов в стихотворениях А.А. Ахматовой, учитывая языковое своеобразие используемых ею концептуальных метафор. Новизна работы состоит в том, что в научной литературе по филологии нет исследований, посвященных изучению концептуальных метафор, посредством которых происходит реализация лингвокультурных кодов в авторской картине мира поэтов и писателей. Использованы описательный, интерпретативный и концептуальный методы исследования. Выявлено, что коды лингвокультуры в стихотворениях А.А. Ахматовой представлены тремя обширными классами: 1) коды неживой природы; 2) коды живой природы; 3) категориальные коды. Как показало проведенное исследование, поэтесса чаще всего обращается к двум группам кодов лингвокультуры – живой природы и категориальным. Самыми актуальными для А.А. Ахматовой выступают витальный и антропоморфный коды, широко представленные концептуальными метафорами. Категориальные коды показательны в аксиологическом плане: в стихотворениях А.А. Ахматовой представлены все виды частных оценок (этическая, эстетическая, утилитарная, рациональная). Обращает на себя внимание бедность колоративного спектра: поэтесса в своих стихотворениях использует два цвета – алый и черный, а также два оттенка – бледный и светлый. Отмеченные особенности стихотворений А.А. Ахматовой во многом коррелируют с жизненным опытом поэтессы, отражают ее внутренний мир: ощущения, чувства и переживания.
Скачивания
Библиографические ссылки
Пименова Е.Е., Пименова М.В. Особенности концептуализации неба и объективация его признаков в произведениях С.А. Есенина (лингвокультурологический аспект) // Полит. лингвистика. 2006. № 18. С. 180–190.
Маслова В.А., Пименова М.В. Коды культуры в пространстве языка. СПб., 2015. 152 с. (Сер.: Концептуальный и лингвальный миры; вып. 9).
Мошина Е.А., Бакирова А.А., Бекмурзаева Ф.Ш. Реализация антропоморфного кода в структурах ландшафтного, анималистического и космического концептов в русской лингвокультуре // лингвокультурные аспекты концептуальных исследований: сб. науч. ст. к 70-летнему юбилею д-ра филол. наук, проф. В.А. Масловой / отв. ред. М.В. Пименова. СПб.: СПбГЭУ, 2018. С. 64–71. (Сер.: Концептуальные исследования; вып. 16).
Башкатова Ю.А. Соматический код в английской и русской языковой картине мира // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2013. № 3-2(55). С. 90–94.
Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гнозис, 2007. 288 с.
Ковшова М.Л. Семантика и прагматика фразеологизмов (лингвокультурологический аспект): дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 654 с.
Ковшова М.Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: Коды культуры. 3-е изд. М.: URSS, 2016. 456 с.
Красных В.В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. C. 5–19.
Красных В.В. Предметный код культуры в русском культурном пространстве // Русистика на пороге XXI в.: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 8–10 июня 2002 г.) / [сост. Н.К. Онипенко]. М.: ИРЯ РАН, 2003. С. 146–148.
Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 792 с.
Пименова М.В. Коды лингвокультуры: метаязык описания // Термінологічний вісник. 2017. Вип. 4. С. 274–281.
А.А. Ахматова: русская и национальные литературы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Ереван, 25–26 сентября 2019 г.). Ереван: Лусабац, 2019. 494 с.
Гончарова Н.Г. Анна Ахматова. Эскиз портрета на фоне античности // Гончарова Н.Г. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. М.: Рос. гос. б-ка; СПб.: Летний сад, 2000. С. 11–23.
Кирпичева Е.В. Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой: дис. … канд. филол. наук. Мичуринск, 2009. 179 с.
Савельева Е.К. А.А. Ахматова в художественной рецепции отечественной и англо-американской литературной критики и литературоведения: дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2008. 219 с.
Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой: (стилистические наброски). Л.: Тип. Химтехиздата, 1925. 165 c. (Тр. Фонет. ин-та практ. изучения языков).
Чижонкова Л.В. В глубине юбилейных зеркал (Анна Ахматова, 1889–1966) // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. 2009. № 11(15). С. 63–67.
Хадзиева А.А., Нальгиева А.А. Особенности творчества Анны Ахматовой // Проблемы соврем. науки и образования. 2018. № 2(122). C. 35–37.
Комар Н.Г. Мотив покаяния и прощения в лирике А.А. Ахматовой // Вестн. Новгор. гос. ун-та. 2010. № 56. C. 32–34.
Ахматова А. Сочинения: в 2 т. М.: Цитадель, 1996. Т. 1. 448 с. Т. 2. 432 с.
Ахматова А. Бег времени. Стихотворения. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1983. 256 с.
Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX – начала XX в. Л.: Лениздат, 1991. 525 с.