Репрезентация гротескных форм в англоязычных интернет-мемах

Авторы

  • Светлана Валериевна КАНАШИНА Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-0712-8213

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V103

Ключевые слова:

интернет-мем, компьютерно-опосредованная коммуникация, интернет-дискурс, гротеск, полимодальность, комизм

Аннотация

Статья посвящена анализу художественного приема «гротеск» в англоязычных интернет-мемах. Новизна исследования заключается в том, что впервые детальному рассмотрению подвергается гротеск в контексте такого популярного и недостаточно изученного феномена компьютерно-опосредованной коммуникации, как интернет-мем. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения гротеска в интернет-мемах в целях развития и дополнения целостной теории интернет-мемов. Цель данной работы – проанализировать функционирование гротеска в англоязычных интернет-мемах с точки зрения теории дискурса с учетом особой коммуникативной и семиотической природы данных единиц. Согласно полученным результатам, гротеск является распространенным художественным приемом в англоязычных интернет-мемах. Были выявлены такие формы реализации гротеска, как политизированность, зооморфизм и взаимодействие временных планов. Отмечено, что политизированность гротеска в интернет-мемах реализуется в употреблении данного приема для профилирования аспектов политической сферы. Что касается зооморфизма, данный феномен воплощается в гротескном уподоблении животных человеку. Показано, что взаимодействие временных планов в интернет-мемах строится на фантастическом гротескном выражении темпоральности, в частности – на оригинальном сочетании плана прошлого и плана настоящего. Исследование выявило, что гротеск в англоязычных мемах, как правило, служит средством создания комической тональности и помогает выразить мнение автора мема. Кроме того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что функционирование гротеска в мемах обусловлено полимодальной формой данных интернет-единиц, которая дает возможность передать гротескную образность выразительно и ярко. В заключение обрисовывается перспектива дальнейшего исследования гротеска на примере интернет-мемов.

Для цитирования: Канашина С.В. Репрезентация гротескных форм в англоязычных интернет-мемах // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 55–64. DOI: 10.37482/2687-1505-V103

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Валериевна КАНАШИНА, Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3

Библиографические ссылки

Ковыляева Н.Е. Игровая действительность постмодерна // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2013. № 1(19). С. 101–104.

Маньковская Н. Постмодернизм в эстетике // Филос. антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 192–230. DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-1-192-230

Дормидонова Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда): дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 157 с.

Рюмина М.Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. М.: Либроком, 2010. 320 с.

Dancygier B., Vandelanotte L. Internet Memes as Multimodal Constructions // Cogn. Linguist. 2017. Vol. 28, № 3. P. 565–598. DOI: 10.1515/cog-2017-0074

Yus F. Multimodality in Memes: A Cyberpragmatic Approach // Analyzing Digital Discourse / ed. by P. Bou-Franch, P. Garcés-Conejos Blitvich. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. P. 105–131.

Zenner E., Geeraerts D. One Does Not Simply Process Memes: Image Macros as Multimodal Constructions // Cultures and Traditions of Wordplay and Wordplay Research. Berlin, 2018. Vol. 6. P. 167–194.

Марченко Т.В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 16. Орел: Орлов. гос. ин-т культуры, 2019. С. 209–220.

Procházka O. Cohesive Aspects of Humor in Internet Memes on Facebook: A Multimodal Sociolinguistic Analysis // Ostrava J. English Philol. 2016. Vol. 8, № 1. P. 7–38.

Grundlingh L. Memes as Speech Acts // Soc. Semiot. 2018. Vol. 28, № 2. P. 147–168. DOI: 10.1080/10350330.2017.1303020

Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб.

Меньшикова Е.Р. Смех Протея: феномен гротескного сознания. СПб.: Алетейя, 2015. 340 с.

Гуторенко Л.С. Комические креолизованные Интернет-мемы в русско-, испано- и англоязычной виртуальной коммуникации: лингвистический аспект и социокультурные особенности: дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 391 с.

Куньщиков С.В., Крукова Ю.А., Низамутдинов Г.Р. Роль интернет-мемов в процессе политической коммуникации // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXII Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 752–760.

Nagle A. Kill All Normies: Online Culture Wars from 4chan and Tumblr to Trump and the Alt-Right. Ropley: John Hunt Publishing, 2017. 136 p.

Dr. Seuss. How the Grinch Stole Christmas. Random House Books for Young Readers, 1957. 64 p.

Friedersdorf C. Donald Trump’s Cruel Streak. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2016/09/donald-trumps-cruel-streak/501554/ (дата обращения: 21.07.2020).

Довгиленко Г.А. «Черная среда» 16 сентября 1992 года в восприятии британских консерваторов //Вестн. Саратов. гос. соц.-экон. ун-та. 2015. № 4(58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chernaya-sreda-16-sentyabrya-1992-goda-v-vospriyatii-britanskih-konservatorov (дата обращения: 19.05.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-06-22

Как цитировать

КАНАШИНА, С. В. (2021). Репрезентация гротескных форм в англоязычных интернет-мемах. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(3), 55–64. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V103