Первопризнаки заимствованного академического макроконцепта UNIVERSITY

Авторы

  • Анна Анатольевна Родичева Российский государственный гидрометеорологический университет https://orcid.org/0000-0002-8117-084X

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V182

Ключевые слова:

заимствованный макроконцепт, академический концепт, мотивирующие признаки, лингвокультурологический анализ, концептуальный анализ, английская языковая картина мира

Аннотация

Цель статьи – описать генезис английского заимствованного макроконцепта UNIVERSITY. Поставленная цель предполагала решение следующих задач: 1) анализ этимологических и толковых словарей для определения первопризнаков (мотивирующих признаков) макроконцепта UNIVERSITY; 2) распределение обнаруженных мотивирующих признаков по тематическим блокам; 3) изучение актуальности данных признаков в языке. Научная новизна работы обусловлена тем, что мотивирующие признаки заимствованного макроконцепта UNIVERSITY не были описаны ранее. В качестве материала исследования использовано 10 словарей английского языка (3 этимологических и 7 толковых), а также веб-ресурс, содержащий афоризмы и высказывания известных людей. Точное время появления слова university в английском языке неизвестно: словари указывают период от 1250 до 1400 года. Не все изученные словари имеют статьи university: так, в «Кратком этимологическом словаре современного английского языка» Эрика Партриджа приводятся
другие репрезентанты изучаемого макроконцепта. Анализ английских словарей позволил выявить в структуре макроконцепта UNIVERSITY следующие мотивирующие признаки (31), которые можно объединить в 8 групп: 1) объединение (‘ассоциация’, ‘весь/все’, ‘вместе’, ‘всеобщий’, ‘гильдия’, ‘группа’, ‘единый’, ‘классы’, ‘лица/люди’, ‘совокупность’, ‘(со)общество’, ‘общий’, ‘объединение’, ‘один’, ‘целый’); 2) Часть целого (‘отрасль’, ‘ряд’); 3) Знание (‘академический’, ‘ученые’); 4) Масштаб (‘вселенная’, ‘полный’, ‘универсальный/универсальность’); 5) Учреждение (‘колледж’, ‘корпорация’, ‘школа’); 6) Статус (‘высший’, ‘степень’); 7) Обучение (‘наука/учеба’, ‘обучение’); 8) Возможность (‘право’, ‘присуждать’). Некоторые группы признаков, обнаруженных у макроконцепта UNIVERSITY, например «Объединение» (в т. ч. признак ‘сообщество’), «Учреждение», встречаются и в словарных статьях репрезентантов таких образовательных концептов, как COLLEGE, INSTITUTION и SCHOOL. При этом макроконцепт UNIVERSITY обладает уникальными мотивирующими признаками, объединенными в группы «Масштаб» (‘вселенная’, ‘полный’, ‘универсальный/универсальность’) и «Статус» (‘высший’, ‘степень’), которые сохраняют актуальность вследствие своей функциональной значимости.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Анатольевна Родичева, Российский государственный гидрометеорологический университет

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка и литературы

Библиографические ссылки

Пименова М.В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. Кемерово: КемГУ, 2007. 500 с. (Сер. «Концептуал. исследования», вып. 9).

Пименова М.В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2001. 497 с.

Пименова М.В. Концептуальный мир – основа ментальности // Образ мира в зеркале языка: сб. науч. ст.; отв. соред. В.В. Колесов, М.В. Пименова, В.И. Теркулов. М.: Флинта, 2011. С. 16–26. (Сер. «Концептуал. и лингвал. миры», вып. 1).

Пименова М.В. К вопросу о методике концептуальных исследований (на примере концепта судьба) // Концептуальные исследования в современной лингвистике: сб. ст. / отв. ред. М.В. Пименова. СПб.; Горловка: ГГПИИЯ, 2010. С. 66–79. (Сер. «Концептуал. исследования», вып. 12).

Елизова Е.И. Концепт «университет»: генезис и эволюция // Челябин. гуманитарий. 2015. № 4(33). С. 42–48.

Заглядкина Т.Я. Академический концепт «университет» в языковом сознании российских и германских преподавателей // Соврем. исследования соц. проблем. 2015. № 4(48). С. 430–437. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-38

Ореховский П.А. Концепты «университета» в различных дискурсах и российская реформа образования // Вопр. теорет. экономики. 2017. № 1(1). С. 74–87.

Палутина О.Г. Структура ядра концептов УНИВЕРСИТЕТ/UNIVERSITY/UNIVERSIDAD в русской, американской и испанской концептосферах // Соврем. проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19384 (дата обращения: 12.04.2020).

Breal M. On the Canons of Etymological Investigation // Trans. Am. Philol. Assoc. (1869–1896). 1893. Vol. 24. P. 17–28. DOI: 10.2307/2935732

Goetze T.S. The Concept of a University: Theory, Practice, and Society // Dan. Yearb. Philos. 2019. Vol. 52, № 1. Р. 61–81. DOI: 10.1163/24689300-05201001

Dictionary.com. URL: https://www.dictionary.com/browse/university (дата обращения: 01.06.2020).

WordReference.com. URL: https://www.wordreference.com/definition/university (дата обращения: 01.06.2020).

Online Etymology Dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/university (дата обращения: 01.06.2020).

Longman Dictionary of Contemporary English. URL: https://www.ldoceonline.com/dictionary/university (дата обращения: 01.06.2020).

Collins Concise English Dictionary. URL: https://www.wordreference.com/definition/university (дата обращения: 01.06.2020).

Chamberʼs Etymological Dictionary of the English Language. London: W. & R. Chambers, 1874. 596 p.

Webster’s Revised Unabridged Dictionary. URL: http://www.finedictionary.com/university.html (дата обращения: 01.06.2020).

Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/university (дата обращения: 01.06.2020).

Большой латинско-русский словарь. URL: http://linguaeterna.com/vocabula/list.php?letter=U (дата обращения: 01.06.2020).

Definitions.net. URL: https://www.definitions.net/definition/university (дата обращения: 01.06.2020).

Partridge E. Origins: A Short Etymological Dictionary of Modern English. London: Routledge, 2006. 4218 p.

References

Pimenova M.V. Kontsept serdtse: obraz, ponyatie, simvol [The Concept of Heart: Image, Notion, Symbol]. Kemerovo, 2007. 500 p

Pimenova M.V. Kontsepty vnutrennego mira (russko-angliyskie sootvetstviya) [Concepts of the Inner World (Russian-English Equivalents): Diss.]. St. Petersburg, 2001. 497 p.

Pimenova M.V. Kontseptual’nyy mir – osnova mental’nosti [Conceptual World Is the Basis of Mentality]. Kolesov V.V., Pimenova M.V., Terkulov V.I. (eds.). Obraz mira v zerkale yazyka [The Image of the World Mirrored in Language]. Moscow, 2011, pp. 16–26.

Pimenova M.V. K voprosu o metodike kontseptual’nykh issledovaniy (na primere kontsepta sud’ba) [On the Methodology of Conceptual Research (Exemplified by the Concept of Fate)]. Pimenova M.V. (ed.). Kontseptual’nye issledovaniya v sovremennoy lingvistike [Conceptual Research in Modern Linguistics]. St. Petersburg, 2010, pp. 66–79.

Elizova E.I. Kontsept “universitet”: genezis i evolyutsiya [The Concept “University”: Genesis and Evolution]. Chelyabinskiy gumanitariy, 2015, no. 4, pp. 42–48.

Zaglyadkina T.Ya. Akademicheskiy kontsept “universitet” v yazykovom soznanii rossiyskikh i germanskikh prepodavateley [Academic Concept “University” in Linguistic Consciousness of Russian and German Teachers]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2015, no. 4, pp. 430–437. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-38

Orekhovskiy P.A. Kontsepty “universiteta” v razlichnykh diskursakh i rossiyskaya reforma obrazovaniya [The Concepts of “University” in the Various Discourses and the Russian Reform of Education]. Voprosy teoreticheskoy ekonomiki, 2017, no. 1, pp. 74–87.

Palutina O.G. Struktura yadra kontseptov UNIVERSITET/UNIVERSITY/UNIVERSIDAD v russkoy,

amerikanskoy i ispanskoy kontseptosferakh [Structure of Concepts Universitet/University/Universidad Core in Russian, American and Spanish Concept Spheres]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 1-1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19384 (accessed: 12 April 2020).

Breal M. On the Canons of Etymological Investigation. Trans. Am. Philol. Assoc. (1869–1896), 1893, vol. 24, pp. 17–28. DOI: 10.2307/2935732

Goetze T.S. The Concept of a University: Theory, Practice, and Society. Dan. Yearb. Philos., 2019, vol. 52, no. 1, pp. 61–81. DOI: 10.1163/24689300-05201001

Dictonary.com. Available at: https://www.dictionary.com/browse/university (accessed: 1 June 2020).

WordReference.com. Available at: https://www.wordreference.com/definition/university (accessed: 1 June 2020).

Online Etymology Dictionary. Available at: https://www.etymonline.com/word/university (accessed: 1 June 2020).

Longman Dictionary of Contemporary English. Available at: https://www.ldoceonline.com/dictionary/university (accessed: 1 June 2020).

Collins Concise English Dictionary. HarperCollins Publishers. Available at: https://www.wordreference.com/definition/university (accessed: 1 June 2020).

Chamber’s Etymological Dictionary of the English Language. London, 1874. 596 p.

Webster’s Revised Unabridged Dictionary. Available at: http://www.finedictionary.com/university.html (accessed: 1 June 2020).

Merriam-Webster Dictionary. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/university (accessed: 1 June 2020).

Large Latin-Russian Dictionary. Available at: http://linguaeterna.com/vocabula/list.php?letter=U (accessed: 1 June 2020).

Definitions.net. Available at: https://www.definitions.net/definition/university (accessed: 1 June 2020).

Partridge E. Origins: A Short Etymological Dictionary of Modern English. London, 2006. 4218 p.

Загрузки

Опубликован

2022-06-27

Как цитировать

Родичева, А. А. (2022). Первопризнаки заимствованного академического макроконцепта UNIVERSITY. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(3), 74–82. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V182