Эстетические представления и понятия индуистской традиции: особенности и аналогии

Авторы

  • Юрий Викторович СОБОЛЕВ Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0001-6288-4313

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V108

Ключевые слова:

эстетика, эстетическое, эстезис, индуизм, религиозная культура, раса, бхава, тапас

Аннотация

В статье рассматриваются основные представления и базовые понятия индуистской эстетики. Проблемная область обнаруживает себя в вопросе восприятия европейской культурой эстетики индуизма. В связи с этим актуализируются следующие вопросы: что можно считать оригинальными эстетическими представлениями индуизма? можно ли обнаружить прямые аналогии в других культурах? насколько понятийный аппарат, фиксирующий те или иные эстетические феномены, является уместным и корректным? каково значение религиозной мысли в предложенном эстетическом контексте? Исходя из историко-культурного положения эстетического знания, каким оно представлено в европейской традиции, показаны основные подходы к феномену эстетического, где основное место занимают идеи эпохи немецкой классической философии – «колыбели» эстетической науки (А. Баумгартен, И. Кант). Подчеркнутая неоднородность эстетического знания – свидетельство его проблемного статуса в европейском историко-философском дискурсе, вместе с тем именно она дает возможность увидеть на этом фоне гармоничное место эстетики в индуистской культуре. Главным образом, это связано с особенностями религиозно-мировоззренческих систем. Рассмотрены сходства и различия теоретических и ритуальных представлений и практик в христианстве и индуизме. В частности, общим признается значение «пороговых» людей – лиминалиев в духовной жизни общества. В числе же особых отличий называется «естественная встроенность» эстетики в религиозную систему Индии, в то время как в европейской эстетике религиозный мир – лишь одна из сфер эстетического. Так, на ряде понятий при помощи метода компаративистской текстовой аналитики с опорой на ведущих отечественных востоковедов и зарубежных исследователей (В. Шохин, Д. Зильберман, Е. Торчинов, Р. Генон, Н. Гупта) показывается тождественность религиозно-эстетических представлений в европейской и индуистской культурах, а также намечается возможность взаимного «культурного перевода» ключевых понятий, таких как «эстетика» и «эстетическое», «раса» и «бхава».

Для цитирования: Соболев Ю.В. Эстетические представления и понятия индуистской традиции: особенности и аналогии // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3.
С. 119–127. DOI: 10.37482/2687-1505-V108

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Юрий Викторович СОБОЛЕВ, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук

Библиографические ссылки

Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / сост., пер. с фр. и послесл. В.Е. Лапицкого. СПб.; М.: Machina, 2004. 128 с.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: [в 8 т.]. Т. 8. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 1. Харьков: Фолио; М.: ООО АСТ, 2000. 832 с.

Нарский И.С. Философско-эстетические идеи А. Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта // Кантов. сб. Вып. 10. Калининград, 1985. С. 40–51.

Зильберман Д.Б. Генезис значения в философии индуизма. М.: Едиториал УРСС, 1998. 448 с.

Шохин В.А. Индийская философия. СПб., 2008. 425 с.

Флоренский П. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 797 с.

Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. М.: Беловодье, 2004. 256 с.

Соболев Ю.В. Лиминальные формы ритуала: от религиозного сознания к религиозному опыту //Соврем. исслед. соц. проблем. 2019. Т. 11, № 2. C. 192–211. DOI: 10.12731/2077-1770-2019-2-192-211

Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. СПб.:

Центp «Петеpб. Востоковедение», 1998. 384 с.

Зильберман Д.Б. К пониманию культурной традиции. М.: РОСПЭН: Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого, 2015. 623 с.

Gupta N.А. A Student’s Handbook of Indian Aesthetics. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2017. 143 p.

Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / отв. ред. Н.И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. 302 с.

Шапинская Е.Н. Эстетика красоты и любви в культуре Индии // Ориентиры... Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2001. С. 113–127.

Sastri P.S. East and West in Coomaraswamy’s Theory of Art // J. Comp. Lit. Aesthet. 1978. Vol. 1, № 1. Р. 1–11.

Бхарата. Натьяшастра. Фрагменты // Столепестковый лотос: Антология древнеиндийской литературы: пер. с санскрита и древнетамильского / сост., вступ. ст. И.Д. Серебрякова. М.: Вост. лит., 1996. С. 360–368

Загрузки

Опубликован

2021-06-22

Как цитировать

СОБОЛЕВ, Ю. В. (2021). Эстетические представления и понятия индуистской традиции: особенности и аналогии. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(3), 119–127. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V108