Онтологические структуры современного образовательного процесса

Авторы

  • Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова https://orcid.org/0000-0001-5823-8896
  • Вера Софроновна ДАНИЛОВА Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова https://orcid.org/0000-0003-3201-0687

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V135

Ключевые слова:

преподаватель–текст–студент, подготовка–преподавание–восприятие, инфраструктура процесса познания, катализация образовательной деятельности, эпистемологический и методологический потенциалы

Аннотация

Приведены три фундаментальных положения, которые являются одним из оснований исследования онтологических структур современного образования: 1) образование – это то, что остается, когда все выученное забыто; 2) образование достигается самостоятельным трудом, а то, чему могут научить в школах и университетах, только помогает его получению; 3) необходима хорошо отлаженная инфраструктура процесса познания – вспомогательные области и ресурсы для формирования рассматриваемых структур. Эти положения исследуются в контексте концепции предельных динамических равновесий и системы координат мира на ее основе. Из четырех концепций сознания, выделяемых В.А. Лекторским, в работе использованы две первых: отождествление сознания со знанием и выделение в качестве главного признака сознания интенциональности – направленности на определенный предмет, объект. При перекомпоновке знания возможны две основные тенденции: 1) очищение, предполагающее отбрасывание всего лишнего (это может быть связано с деградацией субъекта, переориентацией его на совершенно новое знание, необходимостью подготовить память для восприятия новых объемов знания); 2) самоорганизация полученного знания, что находится на острие современных научных исследований. Можно выделить несколько особенностей последней тенденции. С точки зрения предельных динамических равновесий знание стремится замкнуться в устойчивую оптимальную систему, уводя на периферию все ненужное и второстепенное. Кроме того, в процессе самоорганизации знание стремится ко все более точным идентификациям, уточняющим связи между его основными элементами. Рассмотрены характеристики трех основных элементов классического образовательного герменевтического треугольника «преподаватель-текст-студент» и их взаимодействие между собой. Проанализированы герменевтические круги методологии преподавания: 1) «подготовка–преподавание–восприятие»; 2) курс и его части, курс и его контекст. Рассмотрены когнитивные структуры и предметы сознания, катализация и самоорганизация образовательной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Вера Софроновна ДАНИЛОВА, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Библиографические ссылки

Лабутина Т.Л., Ковалев М.А. Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунда Берка. СПб.: Алетейя, 2020. 570 с.

Честерфилд Ф. Письма к сыну. М.: Мир книги, 2006. 400 с.

Louis-Antériou J., Baron J.J. Edouard Herriot au service de la Republique. Paris: Éditions du Dauphin, 1957. 223 р.

Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. Можайск: Оперант, 2015. 192 с.

Савчук В.В., Очеретяный К.А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопр. философии. 2021. № 4. С. 5–16.

Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопр. философии. 2021. № 1. С. 5–16. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-1-5-16

Король А.Д. Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени // Вопр. философии. 2021. № 5. С. 26–35. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-5-26-35

Кожевников Н.Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. 170 с.

Лекторский В.А., Молчанов В.И., Зинченко В.П., Новиков А.А. Сознание // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон-Плюс, 2009. С. 885–887.

Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2001. 379 с.

Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии: пер. с англ. // Логос. 1991. № 1. С. 12 - 21.

Лиотар Ж.-Ф. Феноменология: пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. 160 с.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: пер. с нем. Т. 1. М.: Дом интеллектуал. книги, 1999. 336 с.

Загрузки

Опубликован

2021-11-11

Как цитировать

КОЖЕВНИКОВ, Н. Н., & ДАНИЛОВА, В. С. (2021). Онтологические структуры современного образовательного процесса. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(5), 97–104. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V135