Онтологические структуры современного образовательного процесса
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V135Ключевые слова:
преподаватель–текст–студент, подготовка–преподавание–восприятие, инфраструктура процесса познания, катализация образовательной деятельности, эпистемологический и методологический потенциалыАннотация
Приведены три фундаментальных положения, которые являются одним из оснований исследования онтологических структур современного образования: 1) образование – это то, что остается, когда все выученное забыто; 2) образование достигается самостоятельным трудом, а то, чему могут научить в школах и университетах, только помогает его получению; 3) необходима хорошо отлаженная инфраструктура процесса познания – вспомогательные области и ресурсы для формирования рассматриваемых структур. Эти положения исследуются в контексте концепции предельных динамических равновесий и системы координат мира на ее основе. Из четырех концепций сознания, выделяемых В.А. Лекторским, в работе использованы две первых: отождествление сознания со знанием и выделение в качестве главного признака сознания интенциональности – направленности на определенный предмет, объект. При перекомпоновке знания возможны две основные тенденции: 1) очищение, предполагающее отбрасывание всего лишнего (это может быть связано с деградацией субъекта, переориентацией его на совершенно новое знание, необходимостью подготовить память для восприятия новых объемов знания); 2) самоорганизация полученного знания, что находится на острие современных научных исследований. Можно выделить несколько особенностей последней тенденции. С точки зрения предельных динамических равновесий знание стремится замкнуться в устойчивую оптимальную систему, уводя на периферию все ненужное и второстепенное. Кроме того, в процессе самоорганизации знание стремится ко все более точным идентификациям, уточняющим связи между его основными элементами. Рассмотрены характеристики трех основных элементов классического образовательного герменевтического треугольника «преподаватель-текст-студент» и их взаимодействие между собой. Проанализированы герменевтические круги методологии преподавания: 1) «подготовка–преподавание–восприятие»; 2) курс и его части, курс и его контекст. Рассмотрены когнитивные структуры и предметы сознания, катализация и самоорганизация образовательной деятельности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Лабутина Т.Л., Ковалев М.А. Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунда Берка. СПб.: Алетейя, 2020. 570 с.
Честерфилд Ф. Письма к сыну. М.: Мир книги, 2006. 400 с.
Louis-Antériou J., Baron J.J. Edouard Herriot au service de la Republique. Paris: Éditions du Dauphin, 1957. 223 р.
Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. Можайск: Оперант, 2015. 192 с.
Савчук В.В., Очеретяный К.А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопр. философии. 2021. № 4. С. 5–16.
Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопр. философии. 2021. № 1. С. 5–16. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-1-5-16
Король А.Д. Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени // Вопр. философии. 2021. № 5. С. 26–35. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-5-26-35
Кожевников Н.Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. 170 с.
Лекторский В.А., Молчанов В.И., Зинченко В.П., Новиков А.А. Сознание // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон-Плюс, 2009. С. 885–887.
Волков В.Н. Онтология личности. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2001. 379 с.
Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии: пер. с англ. // Логос. 1991. № 1. С. 12 - 21.
Лиотар Ж.-Ф. Феноменология: пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. 160 с.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: пер. с нем. Т. 1. М.: Дом интеллектуал. книги, 1999. 336 с.