Гуманитарное знание в современном мире
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V195Ключевые слова:
идеалы научности, целостность, «власть-знание», биополитика, «режимы сознания», смысл, поступок, событиеАннотация
Проблема определения границ и степени влияния на человека результатов научного знания обретает еще большую актуальность на современном этапе развития науки. Особенностью развития гуманитарного знания является его амбивалентность, проявляющаяся в том, что поиск и совершенствование путей достижения гуманистических идеалов могут стать основанием для формирования ресурсов, позволяющих продуцировать-конструировать определенный тип личности. Значимым является анализ ситуаций, при которых научно обоснованное стремление к гуманитарным идеалам – сохранению и улучшению качества жизни человека – приводит тому, что даже жизнь и смерть индивида могут стать результатом соглашения ученых, политиков. Цель работы – обосновать необходимость определения границ при достижении гуманитарных идеалов. Методом исследования послужил анализ философских учений, позволяющих эксплицировать новые подходы к определению путей обретения смысла. В условиях плюрального, разновекторного, рискогенного развития мира традиционные черты гуманитарных наук – стремление к пониманию, поиск смысла, контекстуальность – претерпевают сущностные изменения. Беспрецедентная фрагментация сегодняшнего мира, «эпизодичность жизни» индивидов актуализируют поиск ресурсов для достижения понимания в условиях отсутствия целостности. Показана особая значимость усилий человека в поиске возможности пребывания в таких режимах сознания, как: «участное мышление» (М.М. Бахтин); «мыследействие» (М.К. Мамардашвили); «сознание, не основанное на познавательных значениях» (Иоанн Павел ІІ). Обосновывается, что онтологической и гносеологической ценностью обладает идея установления смысла в результате усилий, упорства индивида. Поиск и установление смысла – это свершенное событие (Ж. Делез), в котором проявляется уникальность личностного бытия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. М.: Три квадрата, 2004. 419 с.
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. 2008. № 4. С. 186–197.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 709 с.
Abulad R.E. What Is Hermeneutics? // Kritike. 2007. Vol. 1, № 2. P. 11–23. URL: http://www.kritike.org/journal/ issue_2/abulad_december2007.pdf (дата обращения: 14.02.2022).
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 408 с.
Касавин И.Т. Наука как общественное благо // Вестн. Томск. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 217–227. DOI: 10.17223/1998863X/60/19
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H.A. Шматко. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Пыхтина Т.Ф. Истина как социальная значимость (пути постмодернизма в трактовке познания) // Вестн. НГУЭУ. 2012. № 3. С. 289–294.
Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова; под общ. ред. Б. Левченко. Киев: НикаЦентр, 1996. 208 с.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей соврем. искусства «Гараж», 2020. 416 с.
Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / [пер. с итал. И. Левиной и др.]. М.: Европа, 2011. 256 с.
Самовольнова О.В. Социально-философский анализ основных концепций биополитики: М. Фуко, Дж. Агамбен, А. Негри // Вестн. РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-2(10). С. 261–271.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.Л. Коробочкина. М.: Весь мир, 2004. 116 с.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
Бауман З. Текучая современность / [пер. с англ. С.А. Комарова]. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 286 с.
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. С. 80–160.
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
Иоанн Павел ІІ (Войты́ ла К.Ю.). Личность и поступок. М.: Изд-во Францисканцев, 2003. 333 с.
Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. 832 с.
References
Dil’tey V. Sobranie sochineniy. T. 3. Postroenie istoricheskogo mira v naukakh o dukhe [Collected Works. Vol. 3. Construction of the Historical World in the Sciences of the Spirit]. Moscow, 2004. 419 p.
Bakhtin M.M. K metodologii gumanitarnykh nauk [To the Methodology of the Humanities]. Razvitie lichnosti, 2008, no. 4, pp. 186–197.
Gadamer H-G. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1960 (Russ. ed.: Gadamer Kh.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoy germenevtiki. Moscow, 1988. 709 p.).
Abulad R.E. What Is Hermeneutics? Kritike, 2007, vol. 1, no. 2, pp. 11–23. Available at: http://www.kritike.org/ journal/issue_2/abulad_december2007.pdf (accessed: 14 February 2022).
Foucault M. Les Mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. Paris, 1966, 405 p. (Russ. ed.: Fuko M. Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk. St. Petersburg, 1994. 408 p.).
Kasavin I.T. Nauka kak obshchestvennoe blago [Science: A Public Good and a Humanistic Project]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, 2021, no. 60, pp. 217–227. DOI: 10.17223/1998863X/60/19
Lyotard J.-F. La Condition postmoderne: Rapport su r le savoir. Paris, 1979 (Russ. ed.: Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna. Moscow, 1998. 160 p).
Pykhtina T.F. Istina kak sotsial’naya znachimost’ (puti postmodernizma v traktovke poznaniya) [Verity as a Social Weight (Postmodernism’s Ways in Cognition Theory)]. Vestnik NGUEU, 2012, no. 3, pp. 289–294.
Foucault M. L’Archéologie du savoir. Paris, 1969 (Russ. ed.: Fuko M. Arkheologiya znaniya. Kiev, 1996. 208 p.).
Foucault M. Surveiller et punir: Naissance de la prison. Paris, 1975. 318 p. (Russ. ed.: Fuko M. Nadzirat’ i nakazyvat’. Rozhdenie tyur’my. Moscow, 2020. 416 p.).
Agamben G. Homo sacer. Suverennaya vlast’ i golaya zhizn’ [Homo sacer: Sovereign Power and Bare Life]. Moscow, 2011. 256 p.
Samovol’nova O.V. Sotsial’no-filosofskiy analiz osnovnykh kontseptsiy biopolitiki: M. Fuko, Dzh. Agamben, A. Negri [Social Philosophical Analysis of Basic Concepts of Biopolitics. M. Foucault, G. Agamben, A. Negri]. Vestnik RGGU. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie, 2017, no. 4-2, pp. 261–271.
Giddens A. Runaway World: How Globalisation Is Reshaping Our Lives. New York, 2000. 124 p. (Russ. ed. Giddens E. Uskol’zayushchiy mir: kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn’. Moscow, 2004. 116 p.).
Beck U. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main, 1986. 391 p. (Russ. ed.: Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. Moscow, 2000. 383 p.).
Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge, 2000. 228 p. (Russ. ed.: Bauman Z. Tekuchaya sovremennost’. St. Petersburg, 2008. 240 p.).
Deleuze G., Guattari F. Qu’est-ce que la philosophie? Paris, 1991. 206 p. (Russ. ed.: Delez Zh., Gvattari F. Chto takoe filosofiya? St. Petersburg, 1998. 286 p.).
Bakhtin M.M. K filosofii postupka [Toward a Philosophy of the Act]. Filosofiya i sotsiologiya nauki i tekhniki [Philosophy and Sociology of Science and Technology]. Moscow, 1986, pp. 80–160.
Bibler V.S. Ot naukoucheniya – k logike kul’tury: Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat’ pervyy vek [From Science to the Logic of Culture: Two Philosophical Introductions to the Twenty-First Century]. Moscow, 1990. 413 p.
Pope John Paul II. Lichnost’ i postupok [Person and Act]. Moscow, 2003. 333 p.
Mamardashvili M.K. Filosofskie chteniya [Philosophical Readings]. St. Petersburg, 2002. 832 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.