Изменение отношения крестьянских сообществ Архангельской губернии к монастырям в начале XX века
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V372Ключевые слова:
Архангельская губерния, северные монастыри, монашество, крестьянское общество, патриархальный быт, революцияАннотация
Распад патриархального быта деревни, усугубившийся на рубеже XIX–ХХ веков, вызвал трансформацию религиозных представлений крестьянства. Установление в дальнейшем советской власти ускорило изменение положения православного духовенства, приходов и монастырей. В статье рассматриваются причины этого процесса, обусловленного экономическими, политическими и внутрицерковными переменами в жизни российского общества. Исследуются последствия произошедших перемен в религиозных настроениях крестьян – снижение авторитета духовенства, отделение церковной жизни от жизни крестьянской общины, секуляризация крестьянского сознания, что способствовало претензиям местных жителей на владение имуществом монастырских корпораций. На примере случаев в Онежском Крестном, Михайло-Архангельском, Кожеозерском, Красногорском, Трифоно-Печенгском мужских и Холмогорском женском монастырях характеризуется тенденция разорения обителей местными жителями в 1917–1918 годах. Крестьяне оправдывали себя тем, что в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» имеют право отбирать у монастырей землю и имущество. Автор приходит к выводу, что факты бесчинств со стороны местного населения по отношению к северным монастырям фиксировались задолго до революционных событий 1917 года. Некоторым обителям в начале XX века требовались полицейская охрана или защита волостных властей. После окончания иностранной интервенции и изгнания белогвардейцев все архангельские монастыри были закрыты. В дальнейшем место обителей заняли подконтрольные советской власти сельскохозяйственные коммуны и артели из местных жителей, монашествующие при этом были распущены. Научная значимость статьи заключается в расширении представления о причинах изменения религиозного мировоззрения крестьян и освещении наиболее ярких фактов взаимодействия северных обителей и крестьянства в рассматриваемый период. Результаты исследования могут восполнить имеющиеся региональные информационные пробелы в истории взаимодействия северных монастырей с местным населением в начале XX века, а также помочь в понимании выстраивания отношений между возрождающимися северными монастырями и местным населением в настоящее время.
Скачивания
Библиографические ссылки
Садырова М.Ю. Церковь и духовенство в представлениях русского крестьянства в начале XX века (по материалам Среднего Поволжья) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 27–33.
Рягузов С.С. Кризис северных монастырей и монашества в начале XX века // XIX Ломоносовские международные научные чтения: сб. науч. тр. Архангельск: Помор. ун-т, 2008. С. 115–127.
Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.
Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М.: Наука, 1984. 224 с.
Смулов А.М. Эволюция религиозного состояния российского общества: основные вехи и события (конец XIX в. – 30-е годы XX в.). М.: Перо, 2018. 64 с.
Марченко А.В. Восприятие веры и религии в российском обществе начала XX века в сравнении с современностью // Система ценностей соврем. о-ва. 2012. № 24. С. 123–127.
Персиц М.М. Атеизм русского рабочего (1870–1905 гг.). М.: Наука, 1965. 256 с.
Коротаев В.И. Русский Север в конце ХIХ – первой трети ХХ века. Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1998. 192 с.
Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. 208 с.
Попов А. Отношение крестьян к РПЦ в первой четверти ХХ века (по материалам Архангельской губернии). URL: http://krotov.info/history/20/1900/popov01.html (дата обращения: 19.02.2024).
Матонин В.Н. Разложение традиционного религиозно-культурного уклада в Онежском уезде Архангельской губернии (20–30 гг. XX) // Свеча–2005. Истоки: Религия и личность в прошлом и настоящем: материалы междунар. конф. Владимир; М., 2005. Т. 13. С. 139–156.
Санакина Т. Трагедия Кожеезерского монастыря // Сийск. хронограф. 2005. № 5–6. С. 13–20.
Есеева О.В. Православный монастырь в религиозно-культурном пространстве Пинежья. Архангельск: Помор. ун-т, 2007. 253 с.
Бардилева Ю.П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века: моногр. Мурманск: МГГУ, 2015. 253 с.
Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец ХIХ – начало ХХ в.) по материалам Среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008. 679 с.
Емелях Л.И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне (Секуляризация деревни накануне Великого Октября). Л., 1975. 152 с. (Актуал. проблемы истории религии и атеизма: сб. науч. тр. / Гос. музей истории религии и атеизма М-ва культуры РСФСР; Вып. 1).
Соснина М.А. Политика правительства Российской Империи в отношении земельной собственности бывших государственных и удельных крестьян во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах решений волостных судов Архангельской губернии) // Право и политика. 2017. № 10. С. 25–36. https://doi.org/10.7256/2454-0706.2017.10.21682
Михайлов С.В. Положение церкви и верующих в Архангельской губернии в 1812–1922 гг. // Государство, религия и этносы на Севере, 700–1990: междунар. рос.-скандин. конф. / отв. ред. В.И. Голдин, Н.М. Теребихин. Архангельск: Солти, 1998. С. 62–64.
Михайлов С.В. Судьба православных монастырей Русского Севера (1920-e гг.) // IX Ломоносовские чтения: тез. докл. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 1997. С. 38–39.
Трофименко В.Г. Монастыри Каргопольского уезда после революции 1917 г. // Российский Север и Арктика: история, традиции, образы (к 150-летию А.А. Борисова): сб. науч. ст. Архангельск: КИРА, 2016. С. 296–303.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Яна Эдуардовна Харитонова (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.