Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования: социально-философский подход

Авторы

  • Оксана Александровна Береговая Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-8357-0583

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V377

Ключевые слова:

социальная философия, система высшего образования, интернационализация высшего образования, междисциплинарность

Аннотация

Тема интернационализации высшего образования получила широкое освещение в последние годы в связи с начавшимися его демократизацией, массовизацией, либерализацией и необходимостью выхода стран в мировое образовательное пространство. Интернационализация высшего образования выступает ведущим трендом в развитии глобальных процессов. Статья посвящена методологическим вопросам изучения данного явления. Интернационализация высшего образования в современных условиях рассматривается в трех измерениях – международном, межкультурном и глобальном – на примерах институционального взаимодействия национальных систем образования, образовательных организаций и участников образовательных отношений. На основе существующих точек зрения предлагается новый методологический подход – комплексное представление интернационализации высшего образования в рамках социальной философии. Последняя позволяет увязать разные аспекты явления и синтезировать наиболее общие и целостные представления. С учетом проведенного анализа интернационализация высшего образования определяется как целенаправленный процесс взаимодействия национальных систем образования на глобальном, международном и межкультурном уровнях с учетом институционального, организационного и межличностного компонентов. Основным выводом статьи служит мысль о том, что интернационализация представляет собой сложное явление и в современных условиях приобрела противоречивый характер. С одной стороны, она рассматривается как стимул для развития национальных систем образования, роли университетов и мотивации обучающихся, а с другой – порождает неравенство в образовании, доминирование одних систем образования над другими, усиление влияния английского языка. Перед российским образованием стоит следующая задача: создать привлекательные возможности для абитуриентов из-за рубежа, учитывая в первую очередь национальные интересы и потребности отечественной системы высшего образования. В статье определены перспективы дальнейшего изучения интернационализации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Оксана Александровна Береговая, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества

Библиографические ссылки

Смоляков Д.А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11–37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37

Альтбах Ф.Дж., Райзберг Л., Рамбли Л.Е. Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание направлений академической революции. М.: РУДН, 2018. 340 c.

Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высш. образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149–166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. 552 с.

де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопр. образования. 2019. № 2. С. 8–34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

Knight J. Internationalization of Higher Education: New Directions, New Challenges: 2005 IAU Global Survey Report. Paris: IAU, 2006. 172 p.

Marginson S. Space and Scale in Higher Education: The Glonacal Agency Heuristic Revisited // High. Educ. 2022. Vol. 84. Р. 1365–1395. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00955-0

Кудашов В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации // Философия образования. 2012. № 6(45). С. 78–82.

Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Междунар. отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203–211.

Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 31–43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.3

Guo Y., Guo S., Yochim L., Liu X. Internationalization of Chinese Higher Education: Is It Westernization? // J. Stud. Int. Educ. 2022. Vol. 26, № 4. Р. 436–453. https://doi.org/10.1177/1028315321990745

Munusamy M.M., Hashim A. The Internationalisation of Higher Education: A Networking Based Conceptual Framework // AEI Insights. 2020. Vol. 6, № 1. P. 35–53.

Меликян А.В., Железов Б.В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестн. междунар. организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7, № 1. С. 156–171.

Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Унив. управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 41–51. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.004

de Wit H., Hunter F. The Future of Internationalization of Higher Education in Europe // Int. High. Educ. 2015. Vol. 83. P. 2–3. https://doi.org/10.6017/ihe.2015.83.9073

Попков Ю.В. Интернационализация как социальный феномен: общее и особенное: дис. ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 1999. 257 с.

Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022–2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров? // Высш. образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 68–86. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

Leask B. Internationalizing the Curriculum in the Disciplines – Imagining New Possibilities // J. Stud. Int. Educ. 2013. Vol. 17, № 2. P. 103–118. https://doi.org/10.1177/1028315312475090

Бойко Е.Н., Юрченко М.А., Крылова А.В., Лузарева Э.Ю. Гуманитарные направления подготовки студентов: содержание межкультурного образования // Сиб. учитель. 2023. № 2(147). С. 42–54.

Patel F. Deconstructing Internationalization: Advocating Glocalization in International Higher Education // J. Int. Glob. Stud. 2017. Vol. 8, № 2. P. 64–82.

Загрузки

Опубликован

2024-12-04

Как цитировать

Береговая, О. А. (2024). Международное, межкультурное и глобальное измерения интернационализации высшего образования: социально-философский подход. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 24(5), 86–96. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V377