«Новое осевое время»: действительно ли это так?
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V464Ключевые слова:
«новое осевое время», метод ритмокаскадов, техно-гуманитарный дисбаланс, большой антропологический переход, интегральная этика человеческого общежития, надконфессиональная религиозность, трансценденция, «новый осевой человек»Аннотация
В статье предпринимается попытка проанализировать и охарактеризовать тенденцию последних 30 лет, связанную с возвратом к использованию отечественными и зарубежными учеными концепции Карла Ясперса «осевое время», но уже в ее новых смысловых конфигурациях. Рассмотрены наиболее существенные зарубежные и отечественные источники по заявленной теме и вычленены современные прочтения оригинальной концепции Карла Ясперса о единстве духовно-исторического истока эволюции человечества. Предлагается два методологических подхода к данной проблематике: компаративистско-феноменологический и ритмокаскадный. Выявляя специфику текущей духовно-исторический ситуации, автор в числе прочего обсуждает комплекс экзистенциальных вызовов, которые современная пограничная ситуация глобальной неопределенности ставит перед человечеством, в частности с позиции гипотезы техно-гуманитарного дисбаланса. Эта гипотеза дополнена идеей о том, что идеальное соотношение между уровнем развития технологий и уровнем психологической зрелости человечества может быть обеспечено за счет ориентации на золотое сечение, в т. ч. в эволюционно-динамическом аспекте в виде последовательности Фибоначчи. На примере эволюции искусственного интеллекта предложены качественные показатели для оценки дисбаланса. Делается вывод о том, что человек, способный справиться с доступным ему уровнем современных технологий, еще формируется, а его возникновение связано с необходимостью интегральной этики жизни, укорененной в опыте человека и включающей множественность конфессий. Пограничная ситуация цифровизации и экспоненциального развития искусственного интеллекта ставит перед человеком предельные вопросы о том, что он представляет из себя как духовно-нравственное существо. Основной вывод связан с осознанием остроты текущей экзистенциально-исторической ситуации, которая поднимает вопрос о новой онтологии человека, реализующейся в многообразии форм миров его внутреннего опыта, поддающихся копированию машиной только исключительно механистическим путем.
Скачивания
Библиографические ссылки
Cousins E.H. Christ of the 21st Century. N. Y.: Continuum, 1998. 224 p.
Wright M. The Second Axial Emergence // Center for Christogenesis. 2016. 26 Sept. URL: https://christogenesis.org/second-axial-emergence (дата обращения: 06.04.2025).
Gardels N. The New Axial Age // Noema. 2020. 17 June. URL: https://www.noemamag.com/the-new-axial-age (дата обращения: 06.04.2025).
Vermander B. The «Axial Age» and the Invention of a Shared Future // La Civiltà Cattolica. 2021. 5 Oct. URL: https://www.laciviltacattolica.com/the-axial-age-and-the-invention-of-a-shared-future/ (дата обращения: 06.04.2025).
Bellah R.N., Joas H. The Axial Age and Its Consequences. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2012. 500 p. https://doi.org/10.4159/harvard.9780674067400
Stout B. Welcome to the 2nd Axial Age: Toward the Next Evolution in Human Consciousness. 2019. 13 Aug. URL: https://citizenstout.substack.com/p/welcome-to-the-2nd-axial-age (дата обращения: 06.04.2025).
Marshall P. A Complex Integral Realist Perspective: Towards a New Axial Vision. London: Routledge, 2016. 296 p. https://doi.org/10.4324/9781315753485
Hagemann R. A Technological Axial Age // Niskanen Center. 2016. 20 May. URL: https://www.niskanencenter.org/a-technological-axial-age (дата обращения: 06.04.2025).
История Востока: в 6 т. / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. Т. 1. Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. М.: Вост. лит., 2002. 688 с.
Сафонов А.Л. Осевое время-2: возвращение к истокам или погружение во тьму? // Вестн. БГУ. 2012. No 14. С. 34–42.
Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Осевое время-2 в аспекте электронной виртуальной реальности // Манускрипт. 2020. No 1. С. 99–103. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.20
Бирич И.А. Новое осевое время и новый осевой человек как ответ на вызов антропной Вселенной // Синергетика. 2025. 19 янв. URL: https://spkurdyumov.ru/philosophy/16361 (дата обращения: 06.04.2025).
Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Республика, 1994. 527 c.
Буданов В.Г. Архетипическое эхо в истории: метод ритмокаскадов и природа Большого антропологического перехода // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2020. No 4. С. 34–44. https://doi.org/10.12737/2306-174X-2021-34-45
Буданов В.Г., Аршинов В.И. Большой антропологический переход: методология сложностно-сетевого мышления: моногр. Курск: Унив. кн., 2022. 129 с.
Буданов В.Г., Аршинов В.И., Баева А.В., Белоногов И.Н., Белялетдинов Р.Р., Герасимова И.А., Лепский В.Е., Попова О.В., Пронин М.А., Раев О.Н., Розин В.М., Свирский Я.И., Струговщикова У.С., Тищенко П.Д., Шевченко С.Ю. Современные проблемы социо-техно-антропосферы: коллектив. моногр. / отв. ред. В.Г. Буданов. Курск: Унив. кн., 2022. 255 с.
Назаретян А.П. Воспитательный потенциал синергетики: гипотеза техно-гуманитарного баланса // Науч. результат. Педагогика и психология образования. 2014. No 2. С. 98–105. URL: https://rrpedagogy.ru/journal/annotation/747/ (дата обращения: 03.04.2025).
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. М.: Акад. проект, 2017. 415 с.
Голиков К.С. Требуем ли мы перемен? Обращение к метафоре «раковины» Карла Ясперса // Идеи и идеалы. 2020. No 2-1. С. 96–107. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-96-107
Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры: сб. / под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М.: Республика, 1995. С. 157–232.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Кирилл Сергеевич Голиков (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.