Социальная память в свете исследования информационного пространства и времени
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V120Ключевые слова:
социальная память, информационное пространство, информационное время, культура человека, самосознание, информационный продукт, информационное обществоАннотация
Статья посвящена философскому анализу социальной памяти в условиях становления современного информационного общества. В работе исследованы социальные и интеллектуальные «срезы» информационного пространства и времени. Эти «срезы» напрямую связаны с анализом общественного правосознания, которое как бы «отстает» от рефлексии над информационным пространством и временем. В то же время социальное пространство и время формируются посредством достижения единства информационного пространства и времени. Этому во многом способствует социальная память, которая, в сущности, является культурой, а культура связана с самосознанием. Культура как память – историческая и нравственная, добываемая в социальной практике, – обеспечивает саму практику материального и духовного производства. Социальная память выступает неким качественным показателем состояния общества. Она способствует процессу перерастания информации в знание, элементы которого характеризуются интенсивным характером своего взаимодействия. Данная интенсивность обусловлена тем, что знание, в отличие от информации, стоит на страже прошлого, предохраняя его от попыток сделать все положительное, что было, «не существовавшим» и исчезнувшим во времени. Философия связана с анализом предельных оснований информационного пространства и времени, что увеличивает интенсивность взаимодействия между элементами социальной системы. При этом социальная память повышает степень взаимодействия между существующими ценностями. Социальная память очень важна для дальнейших исследований функционирования информационного общества. Она является предпосылкой социального прогнозирования развития культурных, общественных отношений. Социальная память есть способ существования знания как формы реализации творческих потенциалов человека.
Для цитирования: Газизов Р.Р., Каюмов А.Т. Социальная память в свете исследования информационного пространства и времени // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 93–99. DOI: 10.37482/2687-1505-V120
Скачивания
Библиографические ссылки
Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России // Вопр. философии. 2005. № 3. С. 3–19.
Хасанова Л.Р. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2000. 131 с.
Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 400 с.
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2014. 256 с.
Философия любви: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Д.П. Горского; сост. А.А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. 510 с.
Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493–547.
Соловейчик С. «Агу» и «Бука» // Новый мир. 1985. № 3. С. 179–199.
Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования // Вопр. философии. 2002. № 2. С. 175–180.
Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФ РАН, 1995. 220 с.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. Т. 3. С. 1–4.
Хазиев В.С. Истины бытия и познания (избранные сочинения). Уфа: Китап, 2007. 287 с.
Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа: БашГУ, 2001. 284 с.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
Готт В.С., Делокаров К.Х. Маркс и некоторые философские проблемы науки // Филос. науки. 1984. № 4. С. 3–11.