Устный жанр Vice-Chancellor’s Address: структурно-композиционные, синтаксические, лексико-семантические характеристики коммуникативного события
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V451Ключевые слова:
англоязычный академический дискурс, устный речевой жанр, коммуникативное событие, публичное выступление, ежегодное обращение ректора, структурные и композиционные особенности, синтаксические особенности, лексико-семантические особенностиАннотация
Настоящая работа представляет собой попытку интегративного лингвистического анализа англоязычного ежегодного обращения ректора университета к академическому сообществу. Исследование выполнено в рамках современной теории дискурса и рассматривает ректорское обращение как сложившийся, традиционный устный речевой жанр Vice-Chancellor’s Address. В статье поднимаются вопросы квалификации и взаимного соотношения понятий «устная коммуникация», «текст», «дискурс» и «жанр». Каждое из этих понятий трактуется в органической связи с прилагательным-детерминантом «академический». К структурно-композиционным особенностям обращения ректора относится членение сообщения на 4 логически расположенные части – предтекст, вступление, основная часть, итог. Синтаксические особенности проявляются в виде приемов и средств актуального синтаксиса, выражающих смысловые категории проспекции и ретроспекции. Область синтаксиса обнаруживает и случаи намеренного употребления логических связок, риторических вопросов, инверсии, вариативного синтаксического параллелизма. Среди лексико-семантических признаков рассматриваемого жанра особыми коммуникативными функциями наделены: лексический повтор (как словесный, так и смысловой); слова и выражения с количественными семами, в т. ч. цифровые данные; топонимы; аббревиатуры; термины; цитаты; «сигнальная лексика»; отдельная группа вводимых в обращение слов и выражений. Последняя по своим семантическим характеристикам призвана конструировать и передавать позитивный образ «своего» учебного заведения (история и престиж, международная деятельность, качество образования, миссия, перспективы развития и т. п.). Содержательной базой при подготовке и реализации обращения ректора как устного жанра англоязычной академической коммуникации прежде всего выступает авторское видение задач, стоящих перед университетом, и путей их предельно оптимального, эффективного решения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике: сб. ст.: пер. с англ. / предисл. А.Н. Колмогорова; под ред. Р.Л. Добрушина, О.Б. Лупанова. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 829 с.
Мирский Э.М., Барботько М.М., Войтов В.А. Научная коммуникация: традиционные структуры и новые средства // Тр. Ин-та систем. анализа Рос. акад. наук. 2010. Т. 55. С. 155–171.
Левченко В.В., Агрикова Е.В., Воронина М.А. Формирование навыков академической коммуникации: организация работы // Высш. образование в России. 2017. No 4 (211). С. 58–62.
Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме: моногр. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006. 392 с.
Кунгурцева Т.С., Ланских А.В. Особенности жанра печатного обращения (на материале обращения ректора УрФУ к студентам) // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. Вып. 5. С. 54–58.
Жанр как инструмент прочтения: сб. ст. / под ред. В.И. Козлова. Ростов н/Д.: Инновац. гуманит. проекты, 2012. 234 с.
Колмогорова А.В., Козачина А.В. Жанр речи в динамике дискурса // Terra Linguist. 2023. Т. 14, No 4. С. 79–94. https://doi.org/10.18721/JHSS.14406
Вахтерова Е.В. Жанрово-видовые характеристики англоязычной исследовательской статьи: анализ содержательной макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение» // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, No 2. С. 78–86. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V168
Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / под ред. Н.А. Купиной. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 405 с.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
Обдалова О.А., Харапудченко О.В. Когнитивно-прагматические и лингвостилистические характеристики англоязычного устного научно-академического дискурса // Яз. и культура. 2019. No 46. С. 102–125.
Алефиренко Н.Ф. Речевой жанр, дискурс и культура // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Дементьев. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. С. 44–55.
Дементьев В.В. Аспекты проблемы «жанр и язык»: жанры речи и... «язык речи»? // Жанры речи: сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Дементьев. Вып. 6. Жанр и язык. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. С. 5–22.
Сухомлинова М.А. Дискурсивные жанры академической коммуникации: лингвостилистический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Ростов н/Д., 2024. 600 с.
Покровская Е.А., Дудкина Н.В., Кудинов Е.В. Речевые жанры в диалоге культур. Ростов н/Д.: Foundation, 2011. 200 с.
Николаев С.Г. Феноменология билингвизма в творчестве русских поэтов. Ч. II. Онтологические, корреляционные и функциональные характеристики иноязычия в поэзии. Ростов н/Д.: Старые русские, 2005. 295 с.
Щаренская Н.М. Особенности выдвижения в художественном творчестве А.П. Чехова (к постановке проблемы) // Науч. мысль Кавказа. 2023. No 3. С. 89–97.
Зубкова О.С., Никитичев И.Г. Убеждение как стратегия речевого воздействия в академическом дискурсе билингвов // Terra Linguist. 2023. Т. 14, No 4. С. 52–66. https://doi.org/10.18721/JHSS.14404
McCarthy M. Discourse Analysis for Language Teachers. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. 224 p.
Иванова С.В. Новость как дискурсивный жанр: не отсутствующая структура // Terra Linguist. 2022. Т. 13, No 3. С. 7–14. https://doi.org/10.18721/JHSS.13301
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Сергей Георгиевич Николаев, Марина Анатольевна Сухомлинова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.