Актуальность проблемы как жизненный опыт: феноменологический взгляд на научные публикации
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V214Ключевые слова:
феноменологическая философия, интерсубъективность, жизненный опыт, публикация научных статей, формат научной статьи, фоновое знание, актуальность исследования, научная коммуникацияАннотация
Проблема подготовки научных статей к публикации в высокоиндексируемых журналах особенно остро стоит последние 5-6 лет, с тех пор как наукометрические показатели стали основными для оценки эффективности работы вузов в целом и представителей академического сообщества в частности. Несмотря на длительный срок решения проблемы, однозначного ответа или алгоритма выстраивания работы, который определил бы, что делать авторам научных статей от задумки исследования до публикации работы, так и не найдено. Автор статьи предполагает, что нужно начать с философской методологии, определяющей сущностную природу научной коммуникации. В данной работе анализируется применение метода феноменологической философии для решения обозначенной проблемы. Используются теоретические источники основателей феноменологической традиции философии и исследователей, развивающих идею интерсубъективности при передаче смыслов в коммуникации, в том числе в научной коммуникации. Кроме этого, в качестве теоретического обоснования логической организации текста исследования используется принятый в международном масштабе формат научной статьи IMRАD. Феноменологический метод подробно описывает влияние фактов биографии индивида на выстраивание процесса коммуникации. Его природа такова, что только после выстраивания общей системы референции смысл высказывания становится ясным партнерам по коммуникации. Отсюда возникает необходимость включения в коммуникативное сообщение, каким является научная статья, функциональных элементов фонового знания по исследуемой проблеме и раскрытие актуальности вопроса. Результатом работы является теоретическое обоснование необходимости соответствия текста научного исследования требованиям формата научной публикации.
Скачивания
Библиографические ссылки
Korotkina I.B. Russian Scholarly Publications in Anglophone Academic Discourse: The Clash of Tyrannosaurs // Интеграция образования. 2018. T. 22, № 2. С. 311−323. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.311-323.
Raitskaya L., Tikhonova E. Pressure to Publish Internationally: Scholarly Writing Coming to the Fore // J. Lang. Educ. 2020. Vol. 6, № 1. Р. 4−7. DOI: 10.17323/jle.2020.10631
Иваницкая Е.В. Статья как элемент научной̆ коммуникации: особенности формирования научного авторитета в международном сообществе // Науч. ред. и изд. 2018. Т. 3, № 1-2. С. 44–51. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-44-51
Картушина Н.В. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности педагога. Критерии и показатели оценивания // Образование. Наука. Науч. кадры. 2020. № 4. С. 295–298. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10261
Cargill M., O’Connor P. Writing Scientific Research Articles. Chichester: Wiley-Backwell, 2013. 240 p.
Day R.A. How to Write and Publish a Scientific Paper. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 228 p.
Косычева М.А., Балыхин М.Г. Структура научной статьи: эмпирическое исследование // Health, Food & Biotechnology. 2019. Т. 1, № 2. С. 7−10. DOI: 10.36107/hfb.2019.i2.s270
Раицкая Л.К. Теоретическая и исследовательская статьи в социально-гуманитарных дисциплинах: как преодолеть трудности восприятия западной методологии в России // Науч. ред. и изд. 2018. Т. 3, № 1-2. С. 13–25. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25
Мороз О. 12 вопросов о дипломах и диссертациях. URL: https://www.youtube.com/watch?v=F6laj2fdBdY (дата обращения: 20.07.2022).
Sutherland W.J., Goulson D., Potts S.G., Dicks L.V. Quantifying the Impact and Relevance of Scientific Research // PLoS ONE. 2011. Vol. 6, № 11. Art. no. e27537. DOI:10.1371/journal.pone.0027537
Shaw D., Bernice S., Elger B.S. The Relevance of Relevance in Research // Swiss Med. Wkly. 2013. Vol. 143, № 19. Art. no. w13792. DOI: 10.4414/smw.2013.13792
Шейпак С.А. Опубликовать научную статью: диалог автора и журнала // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. C. 151–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168
Writing Scientific Manuscripts: A Guide for Undergraduates // J. Young Investig. 2005. 44 p. URL: https://ugr.ue.ucsc.edu/sites/default/files/jyi_guide_to_scientific_writing.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
Молчанов В. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос. 1999. № 10. С. 16–28.
Савин А.Э. Развитие феноменологической философии в современной России // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 94–105.
Юдин Г.Б. Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки: дис... канд. филос. наук. М. 2012. 237 с.
Flowerdew J., Habibie P. Introducing English for Research Publication Purposes. London: Routledge, 2021. 156 p.
Короткина И. Академическое письмо: учебно-методическое пособие для руководителей школ и специалистов образования. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 184 с.
Попова Н.Г., Коптяева Н.Н. Академическое письмо: Статьи IMRАD. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2015. 160 с.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Ассоц. науч. ред. и изд.; под общ. ред. О.В. Кирилловой. М.: 2017. 144 c.
Oleinik A. Publication Patterns in Russia and the West Compared // Scientometrics. 2012. Vol. 93, № 2. Р. 533–551. DOI: 10.1007/s11192-012-0698-5
Демина Л.А. Проблема смысла в аналитической философии // Вестн. РУДН. Сер.: Философия. 2011. № 3. С. 31–40.
Фреге Г. Мысль: логическое исследование / Фреге Г. Логика и логическая семантика: сб. тр. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 326–342.
Витгенштейн Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» // Соврем. аналит. философия. М. 1991. Вып. 3. C. 179–190.
Смирнова Н.М. Эпистемология жизненного мира: эвристический потенциал и когнитивные границы // Вопр. соц. теории. 2017. Т. IX. С. 246–254.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Мысль, 1994. 489 c.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию. СПб.: Наука, 2013. 493 с.
Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.: Наука, 2006. 315 с.
Гуссерль Э. Картезианские медитации М.: Акад. проект, 2010. 229 с.
Schutz A. Оn Рhenomenology and Social Relations. Chicago: University of Chicago Press, 1999. 336 p.
Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки и техники. 2012. № 1. С. 40–54.
Порус В.Н. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии // Коммуникативная рациональность: эпистемол. подход. М.: ИФРАН, 2009. C. 11–24.
Trinh T.P.T., Tran T., Nguyen T., Nghiem T.T., Danh N.N. Comparative Analysis of National and International Educational Science Articles in Vietnam: Evidence from the Introduction, Methods, Results, and Discussion Structure // Eur. J. Educ. Res. 2020. Vol. 9, № 3. P. 1367–1376. DOI: 10.12973/eu-jer.9.3.1367
Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1055 с.
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социол. исслед. 1988. № 2. С. 120–136.
References
Korotkina I.B. Russian Scholarly Publications in Anglophone Academic Discourse: The Clash of Tyrannosaurs. Integratsiya obrazovaniya, 2018, vol. 22, no. 2, pp. 311−323. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.311-323
Raitskaya L., Tikhonova E. Pressure to Publish Internationally: Scholarly Writing Coming to the Fore. J. Lang. Educ., 2020, vol. 6, no. 1, pp. 4−7. DOI: 10.17323/jle.2020.10631
Ivanitskaya E.V. Article as the Element of Scientific Communication: Specifics of Formation of Scientific Authority in the International Community. Nauchnyy redaktor i izdatel’, 2018, vol. 3, no. 1-2, pp. 44–51 (in Russ.). DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-44-51
Kartushina N.V. Teoreticheskie aspekty otsenki effektivnosti deyatel’nosti pedagoga. Kriterii i pokazateli otsenivaniya [Theoretical Aspects of Evaluating the Effectiveness of the Teacher’s Activity. Evaluation Criteria and Indicators]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2020, no. 4, pp. 295–298. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10261
Cargill M., O’Connor P. Writing Scientific Research Articles. Chichester, 2013. 240 p.
Day R.A. How to Write and Publish a Scientific Paper. Cambridge, 1993. 228 p.
Kosycheva M.A., Balykhin M.G. Scientific Paper Structuring: Empirical Research. Health Food Biotechnol., 2019, vol. 1, no. 2, pp. 7−10 (in Russ.). DOI: 10.36107/hfb.2019.i2.s270
Raitskaya L.K. Theoretical and Research Articles in Social Sciences and Humanities: Overcoming Hurdles to Perception of Western Methodology in Russia. Nauchnyy redaktor i izdatel’, 2018, vol. 3, no. 1-2, pp. 13–25. DOI: 10.24069/2542-0267-2018-1-2-13-25
Moroz O. 12 Questions About Diplomas and Theses. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=F6laj2fdBdY (accessed: 20 July 2022) (in Russ.).
Sutherland W.J., Goulson D., Potts S.G., Dicks L.V. Quantifying the Impact and Relevance of Scientific Research. PLoS One, 2011, vol. 6, no. 11. Art. no. e27537. DOI: 10.1371/journal.pone.0027537
Shaw D., Elger B.S. The Relevance of Relevance in Research. Swiss Med. Wkly., 2013, vol. 143. Art. no. w13792. DOI: 10.4414/smw.2013.13792
Sheypak S.A. Publishing a Research Article: A Dialogue Between the Author and the Journal. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 3, pp. 151–167 (in Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168
Writing Scientific Manuscripts: A Guide for Undergraduates. J. Young Investig., 2005. 44 p. Available at: https://ugr.ue.ucsc.edu/sites/default/files/jyi_guide_to_scientific_writing.pdf(accessed: 20 July 2022).
Molchanov V. Predposylki i bespredposylochnost’ fenomenologicheskoy filosofii [Conditions and Unconditionality in Phenomenological Philosophy]. Logos, 1999, no. 10, pp. 16–28.
Savin A.E. Razvitie fenomenologicheskoy filosofii v sovremennoy Rossii [Development of Phenomenological Philosophy in Modern Russia]. Voprosy filosofii, 2015, no. 1, pp. 94–105.
Yudin G.B. Fenomenologicheskaya reduktsiya v epistemologii sotsial’noy nauki [Phenomenological Reduction in the Epistemology of Social Science: Diss.]. Moscow, 2012. 237 p.
Flowerdew J., Habibie P. Introducing English for Research Publication Purposes. London, 2021. 156 p.
Korotkina I. Akademicheskoe pis’mo [Academic Writing]. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 184 p.
Popova N.G., Koptyaeva N.N. Akademicheskoe pis’mo: Stat’i IMRAD [Academic Writing: IMRAD Papers]. Yekaterinburg, 2015. 160 p.
Kirillova O.V. (ed.). Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke i oformleniyu nauchnykh statey v zhurnalakh, indeksiruemykh v mezhdunarodnykh naukometricheskikh bazakh dannykh [Guidelines for the Preparation and Design of Scholarly Articles in Journals Indexed in International Scientometric Databases]. Moscow, 2017. 144 p.
Oleinik A. Publication Patterns in Russia and the West Compared. Scientometrics, 2012, vol. 93, no. 2, pp. 533–551. DOI: 10.1007/s11192-012-0698-5
Demina L.A. Problema smysla v analiticheskoy filosofii [Sense Problem in Analytical Philosophy]. Vestnik RUDN. Ser.: Filosofiya, 2011, no. 3, pp. 31–40.
Frege G. Mysl’: logicheskoe issledovanie [The Thought: A Logical Inquiry]. Frege G. Logika i logicheskaya semantika [Logic and Logical Semantics]. Moscow, 2000, pp. 326–342.
Wittgenstein L. “Golubaya kniga” i “Korichnevaya kniga” [The Blue Book and The Brown Book]. Sovremennaya analiticheskaya filosofiya [Modern Analytic Philosophy]. Moscow, 1991. Iss. 3, pp. 179–190.
Smirnova N.M. Epistemologiya zhiznennogo mira: evristicheskiy potentsial i kognitivnye granitsy [Lifeworld Epistemology: Heuristic Potential and Cognitive Frontiers]. Voprosy sotsial’noy teorii, 2017, vol. 9, pp. 246–254.
Husserl E. Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Moscow, 1994. 489 p.
Husserl E. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya: vvedenie v fenomenologicheskuyu filosofiyu [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology: An Introduction to Phenomenological Philosophy]. St. Petersburg, 2013. 493 p.
Husserl E. Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. Moscow, 2006. 315 p.
Husserl E. Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations]. Moscow, 2010. 229 p.
Schutz A. On Phenomenology and Social Relations. Chicago, 1999. 336 p.
Smirnova N.M. Kommunikatsiya i intersub”ektivnost’ [Communication and Intersubjectivity]. Filosofiya nauki i tekhniki, 2012, no. 1, pp. 40–54.
Porus V.N. Ratsional’naya kommunikatsiya kak problema epistemologii [Rational Communication as an Epistemological Problem]. Kommunikativnaya ratsional’nost’: epistemologicheskiy podkhod [Communicative Rationality: An Epistemological Approach]. Moscow, 2009, pp. 11–24.
Trinh T.P.T., Tran T., Nguyen T., Nghiem T.T., Danh N.N. Comparative Analysis of National and International Educational Science Articles in Vietnam: Evidence from the Introduction, Methods, Results, and Discussion Structure. Eur. J. Educ. Res., 2020, vol. 9, no. 3, pp. 1367–1376. DOI: 10.12973/eu-jer.9.3.1367
Schütz A. Izbrannoe: Mir, svetyashchiysya smyslom [Selected Works: A World Radiating Meaning]. Moscow, 2004. 1055 p.
Schütz A. Struktura povsednevnogo myshleniya [The Structure of Everyday Thinking]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1988, no. 2, pp. 120–136.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Инга Михайловна Зашихина (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.