Динамический и классификационный типы фреймовой структуры аллюзивного антропонима в художественном тексте (на материале романа Джона Фаулза «Волхв» / John Fowles “The Magus”)

Авторы

  • Ольга Витальевна Томберг Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0003-4979-1782
  • Марина Александровна Ананьина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-6233-5311

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V384

Ключевые слова:

художественный концепт, аллюзивный антропоним, фрейм, фрейм-сценарий, фрейм- ситуация, Джон Фаулз, «Волхв»

Аннотация

Цель работы заключается в описании структуры динамического и классификационного фреймов, репрезентируемых аллюзивным антропонимом как разновидностью художественного концепта, содержащего национально-культурные особенности, на материале романа Джона Фаулза «Волхв» / John Fowles “The Magus”. Показано, что аллюзивные антропонимы в когнитивном аспекте содержат в свернутом виде фрейм, ассоциируемый с определенной ситуацией, связанной с референтом. В когнитивном пространстве этот фрейм хранится в готовом виде и может актуализироваться в необходимый для автора текста момент. Вербализация классификационного фрейма предполагает наличие определенной структуры, включающей название фрейма, время, место действия, субъект фрейма, соотношение предметов/участников действия, характеристику действия с привлечением энциклопедической информации. Вербализация динамического фрейма включает такие компоненты, как имена действующих лиц, роли, идентификация действия, последовательность сцен и характеристика действия с привлечением энциклопедической информации. Научная новизна работы заключается в выявлении двух типов фреймовой структуры аллюзивного антропонима как средства репрезентации художественного концепта и в систематизации его фреймовой структуры. Аллюзивный антропоним имеет культурологическую маркированность, по модели которой может структурироваться текстовый фрейм. Отмечено, что динамический и классификационный фреймы могут быть актуализированы на основе одного аллюзивного имени либо иметь осложненную структуру на основе двух–четырех аллюзивных антропонимов. Осложненная структура преобладает в динамическом фрейме, поскольку в нем есть персонажи, активно совершающие действия, происходящие во времени. Концептуализация фреймового взаимодействия происходит преимущественно на основе метафтонимии, причем первичным процессом является метонимизация. Фрейм всегда имеет фокусировку, направленную на высвечивание каких-либо доминантных в данном контексте концептуальных признаков, и это высвечивание поддерживается стилистически посредством усиления различных экспрессивных средств и стилистических приемов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Витальевна Томберг, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор филологических наук, заведующая кафедрой германской филологии, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, директор департамента лингвистики

Марина Александровна Ананьина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии

Библиографические ссылки

Белозерова Е.А. Функционирование имен собственных в художественном тексте и дискурсе (на материале современной британской литературы): дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 209 с.

Богданова К.В. Лингво-когнитивные аспекты аллюзивности (на примере интертекстуальных включений в англоязычной массовой культуре): дис. … канд. филол. наук. СПб., 2020. 200 с.

Наумова Т.М. Аллюзивные антропонимы в британской концептосфере: дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2011. 172 с.

Стешенко М.А. Когнитивные модели представления антропонимических концептов в Библии и в русской поэзии XVIII–XX веков: дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2020. 177 с.

Робустова В.В. Основы концепции спирального развития значений имен собственных // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2022. № 1. С. 47–57.

Грунина Л.П., Долбина И.А. Художественный концепт как особая эстетическая категория // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. 2005. № 4.1(48). С. 132–135.

Туктангулова Е.В. Ключевое слово – словообраз – художественный концепт как универсальные текстообразующие константы художественного текста // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. № 8. С. 105–109.

Беспалова О.Е. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева) // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. тр., посвящ. юбилею проф. В.В. Степановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 89–95.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Иск-во-СПб, 2000. 704 с.

Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН. Ин-т языкознания. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 555 с.

Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология: моногр. Воронеж: Ритм, 2018. 229 с.

Минский М. Фреймы для представления знаний / пер с англ. О.Н. Гринбаума; под ред. Ф.М. Кулакова. М.: Энергия, 2010. URL: https://librusec.org/ru/book/marvin-minskij/frejmi-dlya-predstavleniya-znanij/reading (дата обращения: 07.03.2024).

Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. ст. / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 25–36.

Fillmore C.J. An Alternative to Checklist Theories of Meaning // Proceedings of the First Annual Meeting of the Berkley Linguistics Society. Berkley, 1975. Vol. I. P. 123–131. https://doi.org/10.3765/bls.v1i0.2315

Fillmore C.J., Atkins B.T. Toward a Frame-Based Lexicon: The Semantics of RISK and Its Neighbors // Frames, Fields, and Contrasts: New Essays in Semantic and Lexical Organization / ed. by A. Lehrer, E. Kittay. Hillsdale: L. Erlbaum Assoc., 1992. P. 75–102.

Беляевская Е.Г. Методы анализа лексической семантики в когнитивной лингвистике // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. 2014. Вып. 20(706). С. 9–21.

Мальнева Е.Ю. Когнитивная поэтика и когнитивная стилистика: дифференциация и интеграция понятий. Становление когнитивной поэтики и ее трансформация в новом тысячелетии // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2022. Т. 12, вып. 8. С. 2503–2509. https://doi.org/10.30853/phil20220462

Касевич В.Б. Когнитивная лингвистика: В поисках идентичности. М.: Яз. славян. культуры, 2013. 185 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: моногр. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 226 с.

Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации: моногр. Екатеринбург, 2007. 207 с.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Изд. 2-е. М.: Ленанд, 2022. 200 с.

Патиева М.М. Лингвокогнитивные особенности реализации вторичной языковой личности писателя-билингва: дис. … канд. филол. наук. Майкоп, 2019. 174 с.

Томберг О.В., Ананьина М.А. Фреймовая структура аллюзивного антропонима как художественного концепта (на материале романа Донны Тартт «Тайная история» / Donna Tartt “The Secret History”) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2024. Т. 17, вып. 2. С. 564–572. https://doi.org/10.30853/phil20240081

Артемова О.Е. Лингвокультурная специфика текстов прецедентного жанра лимерик (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2004. 257 с.

Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю. Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка) // Актуал. проблемы филологии и пед. лингвистики. 2019. № 4. С. 12–19. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-4-12-19

Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.

Загрузки

Опубликован

2024-12-04

Как цитировать

Томберг, О. В., & Ананьина, М. А. (2024). Динамический и классификационный типы фреймовой структуры аллюзивного антропонима в художественном тексте (на материале романа Джона Фаулза «Волхв» / John Fowles “The Magus”). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 24(5), 63–75. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V384