Научно-технический отчет и патент: сопоставление жанров с использованием корпусного подхода
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V405Ключевые слова:
англоязычный научно-технический дискурс, корпусный анализ, научно-технический отчет, патент, метадискурсивность, метаструктура, корпус-менеджер AntConcАннотация
Статья посвящена анализу метаструктур современного англоязычного научно-технического дискурса на материале таких жанров, как научно-технический отчет и патент. Цель исследования – сопоставление метаструктур названных жанров с акцентом на такие функции, как диалогизация, линейная последовательность, подтверждение сказанного визуальным рядом, оценка, комментарий, толкование, привлечение внимания. Актуальность определяется необходимостью диверсификации метаструктурных свойств указанных жанров. Научная новизна исследования состоит в том, что в его рамках впервые осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ метаструктур таких дискурсивных жанров, как научно-технический отчет и патент, посредством корпус-менеджера AntConc для установления функциональных характеристик метаструктур, что позволяет рассмотреть способы построения научно-технического дискурса с акцентом на категорию метадискурсивности. По результатам сравнительно-сопоставительного анализа делаются выводы о степени встречаемости в жанрах метаструктур и уровне метадискурсивности жанров. Помимо этого, описываются единые для обоих жанров функции метаструктур и функции, присущие только жанру научно-технического отчета, отмечаются самые популярные и менее употребляемые функции метаструктур в характеризуемых жанрах и предлагаются возможные причины такой частотности. Материал исследования включает тексты современных научно-технических отчетов и патентов, представленных корпусами объемом 360 тыс. слов каждый. Теоретическая значимость статьи состоит в диверсификации метаструктур и способов их употребления в жанрах англоязычного научно-технического дискурса. Практическая ценность связана с применением полученных результатов при самостоятельном составлении англоязычных текстов, относящихся к жанрам научно-технического отчета и патента, с целью построения успешной научной коммуникации.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М.: Яз. рус. культуры, 1996. С. 159–206.
Christie F. Classroom Discourse Analysis: A Functional Perspective. London: Continuum, 2002. 189 p.
Bawarshi A. Genre and the Invention of the Writer. Logan: Utah State Univ. Press, 2003. 220 p. https://doi.org/10.2307/j.ctt46nxp6
Слышкин Г.Г. Проблема концептуализации человека в языке и дискурсе (на материале концептов политических деятелей) // Вестн. Волгогр. гос. мед. ун-та. 2004. № 11. С. 86–88.
Шерстяных И.В. Теория речевых жанров. М.: Флинта; Наука, 2014. 546 c.
Вепрева И.Т. Метаязыковая ориентация языковой личности в условиях языковой перестройки // Активные языковые процессы конца XX века: сб. докл. междунар. конф. М., 2003. С. 26–28.
Лукина Н.В. Метатекст и его функции в художественном тексте // Риторика и культура речи в современном информационном обществе: материалы докл. участников XI Междунар. науч.-метод. конф. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2007. C. 185–189.
Журкова М.С., Олизько Н.С. Метатекст как способ формирования смысла художественного произведения // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2023. № 2(472). С. 30–37.
Кузнецова А.В. Метатекст в художественном тексте: прагматика и функции // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 9. С. 265–269. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.9.49
Кудрявцева М.И. Метатекст в художественном дискурсе постмодерна: когнитивно-прагматический аспект // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 9. С. 2954–2959. https://doi.org/10.30853/phil20220483
Пластинина Н.А., Плеханова Ю.В. Учебный метатекст как основа формирования и развития читательской компетенции обучающихся // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер.: История и филология. 2018. Т. 28, вып. 6. С. 1008–1019.
Choi S. Genre Analysis of Metatext of Korean Language Textbook // J. Soc. Korean Lang. Lit. 2023. Vol. 76. P. 325–368. https://doi.org/10.15711/WR.76.0.11
Kiose M.I., Izmalkova A.I., Rzheshevskaya A.A., Makeev S.D. Text and Metatext Event in the Gaze Behavior of Impulsive and Reflective Readers // Науч. результат. Вопр. теорет. и приклад. лингвистики. 2023. Vol. 9, № 1. C. 115–135.
Wilder S.A. All the (West)World’s a Stage: HBO’s Westworld as Metatext – Intertextuality, Genre, Seriality, Format // J. Pop. Film Telev. 2023. Vol. 51, № 3. P. 118–130. https://doi.org/10.1080/01956051.2023.2259056
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ирина Александровна Анашкина, Инна Игоревна Конькова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.