Динамический и классификационный типы фреймовой структуры аллюзивного антропонима в художественном тексте (на материале романа Джона Фаулза «Волхв» / John Fowles “The Magus”)
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V384Ключевые слова:
художественный концепт, аллюзивный антропоним, фрейм, фрейм-сценарий, фрейм- ситуация, Джон Фаулз, «Волхв»Аннотация
Цель работы заключается в описании структуры динамического и классификационного фреймов, репрезентируемых аллюзивным антропонимом как разновидностью художественного концепта, содержащего национально-культурные особенности, на материале романа Джона Фаулза «Волхв» / John Fowles “The Magus”. Показано, что аллюзивные антропонимы в когнитивном аспекте содержат в свернутом виде фрейм, ассоциируемый с определенной ситуацией, связанной с референтом. В когнитивном пространстве этот фрейм хранится в готовом виде и может актуализироваться в необходимый для автора текста момент. Вербализация классификационного фрейма предполагает наличие определенной структуры, включающей название фрейма, время, место действия, субъект фрейма, соотношение предметов/участников действия, характеристику действия с привлечением энциклопедической информации. Вербализация динамического фрейма включает такие компоненты, как имена действующих лиц, роли, идентификация действия, последовательность сцен и характеристика действия с привлечением энциклопедической информации. Научная новизна работы заключается в выявлении двух типов фреймовой структуры аллюзивного антропонима как средства репрезентации художественного концепта и в систематизации его фреймовой структуры. Аллюзивный антропоним имеет культурологическую маркированность, по модели которой может структурироваться текстовый фрейм. Отмечено, что динамический и классификационный фреймы могут быть актуализированы на основе одного аллюзивного имени либо иметь осложненную структуру на основе двух–четырех аллюзивных антропонимов. Осложненная структура преобладает в динамическом фрейме, поскольку в нем есть персонажи, активно совершающие действия, происходящие во времени. Концептуализация фреймового взаимодействия происходит преимущественно на основе метафтонимии, причем первичным процессом является метонимизация. Фрейм всегда имеет фокусировку, направленную на высвечивание каких-либо доминантных в данном контексте концептуальных признаков, и это высвечивание поддерживается стилистически посредством усиления различных экспрессивных средств и стилистических приемов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Белозерова Е.А. Функционирование имен собственных в художественном тексте и дискурсе (на материале современной британской литературы): дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 209 с.
Богданова К.В. Лингво-когнитивные аспекты аллюзивности (на примере интертекстуальных включений в англоязычной массовой культуре): дис. … канд. филол. наук. СПб., 2020. 200 с.
Наумова Т.М. Аллюзивные антропонимы в британской концептосфере: дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2011. 172 с.
Стешенко М.А. Когнитивные модели представления антропонимических концептов в Библии и в русской поэзии XVIII–XX веков: дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2020. 177 с.
Робустова В.В. Основы концепции спирального развития значений имен собственных // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2022. № 1. С. 47–57.
Грунина Л.П., Долбина И.А. Художественный концепт как особая эстетическая категория // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. 2005. № 4.1(48). С. 132–135.
Туктангулова Е.В. Ключевое слово – словообраз – художественный концепт как универсальные текстообразующие константы художественного текста // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. № 8. С. 105–109.
Беспалова О.Е. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева) // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. тр., посвящ. юбилею проф. В.В. Степановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 89–95.
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Иск-во-СПб, 2000. 704 с.
Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН. Ин-т языкознания. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 555 с.
Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология: моногр. Воронеж: Ритм, 2018. 229 с.
Минский М. Фреймы для представления знаний / пер с англ. О.Н. Гринбаума; под ред. Ф.М. Кулакова. М.: Энергия, 2010. URL: https://librusec.org/ru/book/marvin-minskij/frejmi-dlya-predstavleniya-znanij/reading (дата обращения: 07.03.2024).
Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. ст. / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 25–36.
Fillmore C.J. An Alternative to Checklist Theories of Meaning // Proceedings of the First Annual Meeting of the Berkley Linguistics Society. Berkley, 1975. Vol. I. P. 123–131. https://doi.org/10.3765/bls.v1i0.2315
Fillmore C.J., Atkins B.T. Toward a Frame-Based Lexicon: The Semantics of RISK and Its Neighbors // Frames, Fields, and Contrasts: New Essays in Semantic and Lexical Organization / ed. by A. Lehrer, E. Kittay. Hillsdale: L. Erlbaum Assoc., 1992. P. 75–102.
Беляевская Е.Г. Методы анализа лексической семантики в когнитивной лингвистике // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. 2014. Вып. 20(706). С. 9–21.
Мальнева Е.Ю. Когнитивная поэтика и когнитивная стилистика: дифференциация и интеграция понятий. Становление когнитивной поэтики и ее трансформация в новом тысячелетии // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2022. Т. 12, вып. 8. С. 2503–2509. https://doi.org/10.30853/phil20220462
Касевич В.Б. Когнитивная лингвистика: В поисках идентичности. М.: Яз. славян. культуры, 2013. 185 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: моногр. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 226 с.
Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации: моногр. Екатеринбург, 2007. 207 с.
Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Изд. 2-е. М.: Ленанд, 2022. 200 с.
Патиева М.М. Лингвокогнитивные особенности реализации вторичной языковой личности писателя-билингва: дис. … канд. филол. наук. Майкоп, 2019. 174 с.
Томберг О.В., Ананьина М.А. Фреймовая структура аллюзивного антропонима как художественного концепта (на материале романа Донны Тартт «Тайная история» / Donna Tartt “The Secret History”) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2024. Т. 17, вып. 2. С. 564–572. https://doi.org/10.30853/phil20240081
Артемова О.Е. Лингвокультурная специфика текстов прецедентного жанра лимерик (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2004. 257 с.
Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю. Динамический фрейм как структура представления научного знания (на материале немецкого языка) // Актуал. проблемы филологии и пед. лингвистики. 2019. № 4. С. 12–19. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-4-12-19
Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Ольга Витальевна Томберг, Марина Александровна Ананьина (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.