Актуальность лингвопрагматического исследования образовательного медиадискурса

Авторы

  • Евгения Анатольевна Мурашова Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета https://orcid.org/0000-0002-6018-955X

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V449

Ключевые слова:

образовательная система, образовательный дискурс, категориальные характеристики образовательного дискурса, образовательный медиадискурс, коммуникативное пространство, лингвистическая прагматика

Аннотация

Целью представленной статьи является обоснование необходимости расширения исследовательских рамок дискурса, в системе которого инициируется интеракция субъектов образовательного процесса, – от педагогического до образовательного. Образовательный дискурс, к субъектам которого относятся не только учитель и ученик / студент и преподаватель, но также родители, эксперты, администраторы, авторы образовательных текстов и т. д., рассматривается как суперординарное понятие, включающее в себя, в качестве координатного, понятие «педагогический дискурс». Новизна предлагаемого подхода заключается в анализе образовательного дискурса и его подвидов с позиций лингвистической прагматики как гипертекстуальной системы в совокупности с широким диапазоном экстралингвистических факторов, позволяющих на основании содержательно-смысловой и жанровой классификации выделить образовательный медиадискурс как отдельный подвид образовательного дискурса и исследовать трансформацию индивидуального и надындивидуального коммуникативного пространства его субъектов в условиях тотальной информатизации общества в целом и образовательной системы в частности. Инновационные средства, форматы, каналы восприятия и передачи информации, инициирующие изменение традиционных антропологических речевых моделей, а также появление новых антропоморфных моделей коммуникации в пространстве образовательного медиадискурса представляются перспективным материалом для новых лингвопрагматических исследований. Реализация теоретико-методологического потенциала этих исследований имеет выраженную теоретическую и практическую ценность, поскольку должна расширить модель институционального описания педагогического дискурса, сформулированную В.И. Карасиком и представителями его научной школы, до формата образовательного дискурса и перенести ее на модель образовательного медиадискурса; ввести в поле исследований прагматический параметр успешной вербальной интеракции активных субъектов образовательного медиадискурса, что должно способствовать разностороннему обоснованию модели образовательного медиадискурса как полиаспектной смыслогенерирующей и формомоделирующей коммуникативной системы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Евгения Анатольевна Мурашова, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры немецкого и французского языков

Библиографические ссылки

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Гончарова М.А., Никитин В.Н. Институциональность образовательного дискурса в условиях цифровизации // Вестн. Самар. ун-та. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, No 2. С. 139–145. http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-139-145

Пичугина В.К. Образовательный, педагогический и антропологический дискурсы в современной педагогике // Инновации в образовании. 2010. No 11. С. 99–110.

Галушко Т.Г. Перспективные направления развития образовательного дискурса: конструктивизм и герменевтика // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2020. No 197. С. 113–120. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-113-120

Пеньков Б.В. Интердискурсивность: образовательный дискурс // Вестн. Ассоц. вузов туризма и сервиса. 2011. No 1. С. 67–74.

Артюхова И.С. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса // Развитие соврем. образования: теория, методика и практика. 2016. No 1 (7). С. 56–59.

Найден Е.В. Жанровое своеобразие научно-образовательного дискурса современного вуза: к постановке проблемы // Изв. Томск. политехн. ун-та. 2010. Т. 316, No 6. С. 220–224.

Эмер Ю.А., Андриевская С.А. Академический военно-образовательный дискурс: к модели описания // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2023. No 6 (230). С. 49–57. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-6-49-57

Анисимова А.Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах // Жанры речи. 2021. No 2 (30). С. 109–117. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-2-30-109-117

Сергеева О.В. Лингвоэкологические проблемы современного образовательного медиадискурса // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2023. No 9 (479). С. 70–82. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-479-9-70-82

Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.: ИЯ РАН; Волгоград: ВФ МУПК, 2003. 654 с.

Матвеева Г.Г., Бутусова А.В., Ломова О.Е., Моисеенко Л.А., Одарюк И.В., Чигридова Н.Ю. Теория и практика анализа текста в аспекте скрытой прагмалингвистики. Ростов н/Д.: ИУБиП, 2007. 196 с.

Мартыненко Г.Я. Методы статистического моделирования в языкознании // Приклад. языкознание. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 525 с.

Штерн Б.Н. Статистическая обработка экспериментальных данных // Приклад. языкознание. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 525 с.

Матвеева Г.Г. Особенности контент-анализа при обработке данных объективного прагмалингвистического эксперимента в рамках скрытой прагмалингвистики // Язык. Дискурс. Текст. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. Ч. 2. С. 125–129.

Матвеева Г.Г., Ленец А.В., Петрова Е.И. Основы прагмалингвистики. М.: Флинта, 2013. 232 с.

Долгоруков В.В. Новые книги по лингвистической прагматике // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 35, No 1. С. 246–249. https://doi.org/10.5840/eps201335196

Clark R. Meaningful Games: Exploring Language with Game Theory. Cambridge: MIT Press, 2011. 354 p. https://doi.org/10.7551/mitpress/9780262016179.001.0001

Wilson D., Sperber D. Meaning and Relevance. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2012. 398 p.

Geurts B. Quantity Implicatures. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2011. 212 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511975158

Мурашова Е.А. Вербальная объективизация субъективной информации (на уровне прагматических компонентов контекстного значения): дис. ... д-ра филол. наук. Таганрог, 2024. 343 с.

Мурашова Е.А. Общие тенденции актуализации фатических речевых средств в русско-, немецко- и англоязычных телеинтервью // Медиалингвистика. 2024. Т. 11, No 2. С. 200–208.

Мурашова Е.А. Вербальные фатические паттерны в русско-, немецко- и англоязычном экзаменационном дискурсе // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2024. Т. 24, No 1. С. 28–37. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V307

Загрузки

Опубликован

2025-09-23

Как цитировать

Мурашова, Е. А. (2025). Актуальность лингвопрагматического исследования образовательного медиадискурса. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 25(4), 57–65. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V449